9 сентября 2023 году нашему прекрасному московскому соотечественнику выдающемуся художнику, иконописцу Никосу (Николаю Панайотовичу) Мастеропулосу исполнилось бы 75 лет. Он был потрясающим человеком, сыном, другом, братом, мужем, отцом, кто для всех нас, знавших его, друживших с ним, был образцовым носителем греческих истин, кто есть православный христианин, как абстрагироваться от мирской суеты для служения Господу, своему великому ремеслу, нашему народу. Его жизнь – это достойно есть. Он был великим художником, который свои неполные 55 лет земной жизни, отмеренные ему Господом, посвятил живописи, Православию, нашему, греков священного Понта, народу. Он оставил после себя творческое и духовное наследие. Его работы, символ веры.
Николай Мастеропуло. Родился 9 сентября 1948 г. в Москве.
В 1973 году окончил Высшее художественно-промышленное училище (ныне Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г.Строганова).
Вступив в Союз художников, с 1977 года работал в Комбинате монументально-декоративного искусства Художественного фонда РСФСР. В 1979 году им была закончена серия декоративной скульптурной керамики для станции московского метро «Ботанический сад». В 1980 году работает над оформлением Московского инженерно-физического института на тему «Наш город – Москва». В 1985 г. завершает оформление (керамика и металл) института ЦИТЭО в Москве. С начала 1980-х гг. принимал участие в престижных коллективных выставках, проводившихся в Советском Союзе и за рубежом (Равенне, Берлине, Риме). Лауреат Премии Художественного фонда РСФСР в области монументально-декоративного искусства. С 1988 г. он обращается к технике эмали на меди. В 1992 году на Международном симпозиуме в Кечкемете (Венгрия)
был награжден медалью за высокое мастерство и уникальный размер живописных эмалей.
С 1997 года художник постоянно жил в Греции на Афоне, где создал большие мозаичные иконы для центрального храма монастыря святого Дионисия. В последние годы работал в технике миниатюрной мозаики и перегородчатой эмали, возрождая утерянные приемы византийских мастеров. Никос Мастеропулос скончался внезапно в Москве 11 марта 2003 года, оставив незавершенной последнюю работу «Распятие». …Его работы находятся в крупнейших музеях России, Америки, Германии, Кипра, Греции (в Центре Европейской культуры в Дельфах), Швейцарии, Японии, Польши и в Национальной коллекции эмалей Венгрии, а также в частных коллекциях. Работы живописца Никоса Мастеропулоса отражают широкий творческий диапазон мастера, его основные темы и сюжеты.
2023 год является «юбилейным» в нашей памяти о Никосе Мастеропулосе. 11 марта – траурная дата 20-летия его трагического для многих из нас ухода из жизни. «Этого не может быть…», - так подумали многие, но это случилось. По случаю этой памятной даты в северной столице Греции 21 февраля 2023 года состоялось открытие выставки работ Никоса Мастеропулоса. Это первая, подчеркнем этот факт, персональная выставка его работ в Греции. 10 марта 2023 года в публичной библиотеке Салоник состоялось памятное мероприятие, на которое его участники были приглашены мэром Салоник и Руководителем Правящего Совета очага Святого Афона К.Зервасом.
На данном мероприятии был продемонстрирован документальный фильм известного греческого режиссера, друга Никоса Мастеропулоса Никоса Анагностопулоса «Здравствуй, друже» («Γεια σου, φίλε...»). С присутствующими на этом памятном вечере памяти выдающегося живописца Никоса Мастеропулоса о нем делились своей памятью его друзья, знакомые: дипломат (посол Греции в Египте) Никос Гарилидис, ректор Международного университета Греции Афанасиос Кайсис, профессор университета Западной Македонии Константинос Фотиадис, режиссер Никос Анагностопулос.
На памятном мероприятии в греческих Салониках присутствовал сын Никоса Мастеропулоса живописец, известный греческий иконописец Яннис Мастеропулос.
Приветственное слово от руководителя очага Святой Горы Анастасиоса Дуроса.
Выступление друга и духовного единомышленника Никоса Мастеропулоса Старца монастыря Дионисиат Симеона «Николаос Мастеропулос и его творческий труд в святом монастыре Дионисиат на Святой Горе в 1997-2003 гг.». Выступление историка искусств Магды Кумбареллу, архитектора Федона Хадзиантониу, писателей Симоса Офлидиса и Лены Калайдзи-Офлиди. Далее разговор о творческом и духовном наследии Никоса Мастеропулоса – масштабе этой незаурядной личности, кто и спустя 20 лет после его ухода из жизни столь притягательна для нас, кому его посчастливилось знать, видеть.
…У многих, присутствующих на этом памятном мероприятии, зафиксируется в их памяти воспоминания о Никосе Мастеропулосе, его творчестве, его роли в живописи, о его человеческих качествах от ветерана нашего движения, бывший Координатор программ и общественных связей Центра исследования и развития Греческой культуры стран Причерноморья Префектуры Салоники Янниса Карипидиса. На этом памятном вечере незримо присутствовали все мы, греки Москвы и России, кто знал Николая Панайотовича Мастеропулоса, его друзья коллеги, его близкие, кто пришел в Москве утром 11 марта в Трехсвятский храм на Кулишках на поминальную литию. Светлая память тебе, соотечественник!
2023 год. 75-летие со дня рождения великого иконописца Никоса Мастеропулоса,
20-летие его ухода из жизни. Грусть и радость при воспоминании о нем. Так рано и внезапно для нас он ушел. И то, что он так дорог нам, так светлы, памятны и радостны воспоминания о нем, которые нас делают лучше, наполняют наши души верой, надеждой.
…Я верю, что там на небесах встретились и обнялись два друга, два грека понтийца живописец Никос Мастеропулос и легенда мировой археологии Виктор Сарианидис! Верю, что его внук Николай Михайлович Мастеропулос пойдет по стопам своего деда!
По стопам отца следуют его прекрасные сыновья живописец, известный греческий иконописец Яннис Мастеропулос, известный российский архитектор Михаил Мастеропулос. Память об их отце – священная для них категория, их исповедь души.
Остановим мгновенье! Вспомним его, поклонимся его памяти, вернем самое светлое и сокровенное, что нас связывало с ним, что врезалось, стало сакральным для всех.
9 сентября 2023 года. 75 лет назад пришел в этот мир Никос Мастеропулос – великий иконописец, потомок греков Понта, тот, кто прожил свою жизнь монахом в миру.
Поклонимся его памяти. Его жизнь – это несколько золотых строк в истории нашего народа, греков России, Всемирного и Понтийского эллинизма, истории иконописи.
Никос Сидиропулос
Послесловие
…В нашей памяти осталась навсегда выставка Никоса Мастеропулоса в Москве. Она была проведена уже без него. В Выставочном зале Московского Союза художников (Кузнецкий мост, 20) с 25 августа по 6 сентября 2005 года прошла выставка работ художника Николая Мастеропуло – «Николай Мастеропуло. Живопись. Эмаль. Мозаика».
На данной выставке были широко представлены живописные работы художника 1980-х начала 1990-х годов. Это портреты друзей и пейзажи, написанные нашим соотечественником во время его творческих поездок по России и Греции. Особый раздел экспозиции составляют эмали на меди, в создании которых художник достиг наибольшего совершенства. Они уникальны своими размерами и сложностью фактуры, которая достигалась многократными обжигами эмалей.
Все произведения объединены в тематические серии: «Рыцарь и смерть», «Обжорство» («Раблезианство»), «Мифы Древней Греции», «Портреты композиторов», среди коих портрет его любимого греческого композитора Маноса Хадзидакиса. «Абстрактные композиции». Одной из ярких тем в творчестве художника была «Понтийская тема».
Ряд произведений, созданных им в 1980-е годы, посвящен культуре и традициям народа, жившего на побережье Черного моря (Понта Эвксинского). Портреты понтийцев (греков Причерноморья) мужчин и женщин в традиционных костюмах. Понтиец играющий на лире. Картины, на которых изображены искрометные танцы греков Понта, герои понтийских поговорок и афоризмов. «Τρανόν βούκαν φα – και τρανόν λόγο μη λες», «Άρκος, λύκος, μουχτερός και τη νίχτα γυρεύος», «Γουτερεμένα σκιλιά». Интерпретации к этим и многим другим поговоркам и афоризмам нашего народа. Картина «Η μαύρον μου Αυλίανα» («Бедная моя Родина»). Авлиана (малая родина предков Николаоса Мастеропулоса) – пригород нашего «Иерусалима» (Трапезунда). Его предки, спасаясь от турецкого геноцида, поселились на юге России. Дед художника был талантливым инженером, возводивший мосты через реки. Отсюда и происхождение фамилии – мастеровой!
История греков Понта – предмет пристального интереса художника. Это и знания, почерпнутые от своего отца Панайота – ответственного работника министерства образования (греческого патриота), дом коего был неформальным «греческим клубом» для десятков его московских соплеменников. От этнографов, от своей «кровной» интуиции художника. Эти работы выполнены в разных художественных техниках: масло, эмаль, мозаика. Многочисленные работы на понтийскую тему говорят о глубокой духовной близости художника к истории и культуре своего народа – греков Понта.
Николай Мастеропуло много работал в технике римской и флорентийской мозаики.
В экспозицию включены работы на сюрреалистические темы, выполненные мастером из полудрагоценных камней и смальты. На протяжении всей жизни художник обращался к главной теме своего творчества – библейским мотивам и сюжетам. На выставке представлены работы, отражающие сложные духовные поиски мастера, от вольной интерпретации библейских сюжетов до создания им миниатюрных икон, выполненных в традициях классической византийской иконописи. В экспозицию выставки также включены фотографии монументально-декоративных работ художника, созданные им в разные годы для оформления интерьеров общественных зданий и храмов: мозаичных панно и керамических скульптурных композиций, а также мозаичных икон, украшающих обитель и главный храм монастыря святого Дионисия на Афоне.
…25 августа 2005 года. На церемонии открытия выставки в МСХ присутствуют многочисленные коллеги Николаоса Мастеропулоса, дипломатический персонал посольств Греции и Кипра в России, соотечественники, среди которых и те, кто долгие годы поддерживал с ним добрые отношения, являлся ценителем его творчества: археолог Виктор Сарианниди, медики Никос Мистакопулос и Григорий Чемянов, историк Костас Фотиадис, Михаил Саввиди, Федор Багатуров, братья Георгий и Илья Илиади, Станислав и Михаил Багларидис, многие наши соотечественники.
Слово о друге из уст самых близких друзей Мастера: председателя Союза художников России Василия Бубнова, члена Союза художников, Академии художеств Никиты Медведева, историка и публициста профессора Салоникского университета имени Аристотеля Костаса Фотиадиса, монаха монастыря святого Дионисия на Афоне о.Симеона, члена Союза художников России Татьяны Гореловой. Исполняющая обязанности посла Греческой республики в России госпожа Нафсика Враила подчеркнула в своем выступлении факт неразрывной связи творчества Художника с историей и традициями греков Понта – со своими генеалогическими корнями.
Официальная часть церемонии открытия выставки работ российско-греческого художника Николаоса Мастеропулоса завершается демонстрацией 13-минутной документальной ленты «Γεια σου, φίλε» («Здравствуй, друже»), снятой его другом режиссером Никосом Анагностопулосом – о последнем (Афонском) периоде жизни нашего соотечественника.
Историк Костас Фотиадис (Греция, Фессалоники):
« …Наши отношения берут начало с 1990 года.
…Никос Мастеропулос – мой друг, брат. Большой художник.
Это те слова-определения, что органично во мне присутствуют при его имени.
…Человек Морали. Нас связывали очень тесные узы сотрудничества».
Монах монастыря св. Дионисия на Святой Горе Афон Симеон:
«…Художник впервые познакомился со святогорским монастырем св.Дионисия в 1995 году, когда он посетил Святую гору как паломник. Игумен монастыря архимандрит Петрос, понимая, что перед ним не обычный художник, а многосторонне талантливый и высокопрофессиональный мастер, предложил ему работу в монастыре. …Тот факт, что монахи приняли его и как художника, и как человека, в решающей степени способствовал его работе по созданию значительных произведений церковного искусства в разных его областях.…Его пригласили создать произведения византийской мелкой пластики и орнаменталистики, используя технику неразрывно связанную с византийской традицией, но утраченную на протяжении веков. Речь шла о создании произведений с использованием византийских перегородчатых эмалей и миниатюрной мозаики. Техника эта не использовалась со времени падения Константинополя. …В результате его усилий была возрождена забытая техника изготовления упомянутых изделий. Высшим достижением мастера стала его картина «Апокалипсис». …Николаос Мастеропулос достиг апогея как личность и как художник. В монастыре св. Дионисия, где искусство ценится как богатство, он оставил значительное наследие, за что был причислен к числу благодетелей, которые обогатили наш монастырь значительными памятниками культуры. …Нас связывала очень сильная дружба. Нам не было никакой нужды много говорить, ибо мы понимали друг друга с полу слова. Мы создали в течение 8 лет нашего сотрудничества много совместных работ. …За те 2 года, что его нет с нами, не было ни одного дня, когда я бы не вспоминал о нем.
…Ничто не уходит, поверьте, бесследно. Продолжение нашей жизни – в наших трудах для людей, во взращенных учениках, в наших детях и детях, в доброй памяти о себе людской.
Никос Мастеропулос, вовсе, не умер! Его живое продолжение – его работы, его сыновья Яннис и Михаил, которые достойно несут память об их отце, духовные его наследники.
Яннис Мастеропулос:
«…Отец был личностью одинокой и своеобразной. Почти упрямым в любых вопросах, касающихся творчества. …Он прожил свою жизнь, являясь монахом в миру. Человек, оставивший свой именной след в современном искусстве. Его жизнь являла собой путь от доброты к духовному, от созерцания к священному образу. Мы, его сыновья, благодарны ему за то, что он нас воспитал в строгих греко-понтийских канонах морали. …Каждую минуту, которая отделяет меня от последнего дня его жизни, наполняет все большим чувством благодарности за все, чему я научился под его руководством. …Он был трудоголиком. Ежедневная работа по 10-15 часов. Отец говорил: «Мы временные жильцы в этом мире и художнику необходимо каждую минуту использовать для работы».
…Уверен, что там, где он сейчас пребывает, он знает, что его наследие не исчезнет».
…Их отец где-то здесь рядом с ними философски отстранено со строгим отцовским прищуром оценивает по самой высокой шкале требовательности, как прежде всегда и бывало, их слова и поступки. Он вырастил прекрасных сыновей – продолжателей дела!
…Несколько раз смотрю вместе с посетителями выставки документальную ленту Никоса Анагностопулоса «Здравствуй, друже…» («Γεια σου, φίλε!»), которую автор фильма посвятил своему другу – художнику, выдающемуся иконописцу Никосу Мастеропулосу.
Мастерская на Афоне. Кадры кинохроники приобщают нас к самому сокровенному – делают сопричастными к процессу Творения мозаичного иконописного полотна. Подле него сыновья, помогающие своему отцу в сей сложной и кропотливой работе. Диалог с монахом Симеоном. Молитва. Водная гладь на фоне заката Афонского солнца и …заснеженная российская дорога с колдобинами – экспедиция в Новгород по следам творчества Феофана Грека, перед творчеством которого он преклонялся. …Через два дня после возвращения из творческой экспедиции в Москву Никоса Мастеропулоса не стало.
Никос Мастеропулос. Живописец, пришедший в своем творчестве и в жизни к Богу.
Молитва, труд и смирение перед Богом – составляющие бытия последних «афонских» лет его жизнедеятельности. …В 27 лет он решает креститься. В том же 1975 году, следуя его примеру, решают креститься у его духовного отца о. Кирилла (Чернецкого) его ближайшие друзья. Платой за эту «дорогу к храму» стали слежки «конторы» (КГБ), обыски в мастерской. С этого времени двумя колоссами его жизни становятся молитва и работа. «Верую» подпирало «что делать». Никос Мастеропулос обрел дорогу к храму.
…Мне так и не дано было познакомиться близко с Никосом Мастеропулосом. Нас собирался познакомить наш общий друг историк Константинос Фотиадис. Незадолго до его ухода из жизни коллега греческий журналист Афанасий Авгеринос, от которого последние два года так же исходил «прометеев огонь» непременно нас познакомить, сообщил о его скором приезде из Греции в Москву. Со времени этого нашего разговора прошло около двух недель. Я позвонил Афанасию: «Приехал ли твой знакомый иконописец в Москву?». Ответ моему собеседнику дался с трудом: «…Никос Мастеропулос покинул нас. Его не стало 11 марта». …Ничего не откладывайте на завтра!
Останавливаясь перед картинами на выставке работ Николая Мастеропуло в выставочном зале МСХ, услышав исповедальные монологи о нем из уст его самых близких друзей, его сыновей, я вдруг почувствовал, что наше, двух греков тезок, знакомство состоялось! Он никуда не ушел. Он вместе с нами! «…Γεια σου, φίλε! «…Здравствуй, друже!».