HCC
RU GR

19η Μαΐου - ημέρα μνήμης της Γενοκτονίας του Ποντιακού Ελληνισμού

Added: 2019/03/04 11:17

Στις 24 Φεβρουαρίου 1994 η Βουλή των Ελλήνων με ομόφωνη απόφαση αναγνώρισε επισήμως τη Γενοκτονία και τις σφαγές των Ποντίων. Για τον λόγο αυτό, έχει καθιερωθεί η 19η Μαΐου ως ημέρα μνήμης της Γενοκτονίας του Ποντιακού Ελληνισμού.

24 февраля 1994 года Парламент Греции принял единодушное решение о дате памяти 19 мая – считать дату 19 мая днем памяти о геноциде греков малоазийского Понта в Османской Турции турками за период 1916-1923 гг. - днем Памяти и Скорби о сотнях тысячах греках малоазийского Понта, ставших невинными жертвами геноцида турецких варваров - младотурок и кемалистов. ...Вечная память.

Никогда не забудем!  ...Δεν ξεχνάμε ποτέ!

25 лет назад, 24 февраля 1994 года, своим единогласным решением Греческий парламент постановил считать 19 мая Днем Памяти геноцида греков малоазийского Понта в Османской империи турками за период 19161923 гг. Количество убиенных греков, траурный мартиролог трагедии, исчисляется цифрой 353000 человек.

Нет никаких сомнений, что данное преступление младотурок и кемалистов по отношению к грекам малоазийского Понта, подпадает под все составляющие юридической категории «геноцид» — массовое и систематическое истребление мирного населения.

В канун даты 25-летия со времени принятия Парламентом Греции его исторического  единодушного решения о дате Памяти и Скорби «19 мая», в предверии даты 100-летия геноцида греков Понта в Османской Турции в общинах понтийских греков во всем мире проводятся памятные мероприятия, посвященные трагедии Понтийского эллинизма в Османской Турции в первой четверти 20-го века и сегодняшнему положению вещей по международному признанию геноцида греков малоазийского Понта в 1916-1923 гг.

2019-й год – год 100-летия трагедии греков Понта в Османской Турции. Данной дате будут посвящены исторические труды, документальные и художественные фильмы, произведения музыки, живописи, скульптуры, научно-практические конференции, культурные, молодежные мероприятия, всегреческая 19 мая 2019 года минута молчания и скорби в память о сотнях тысяч греках Понта, ставших невинными жертвами геноцида младотурок и кемалистов в Османской империи в 1916-1923 гг. Никогда не забудем!

«…Турция в какой- то момент будет вынуждена признать геноцид греков Понта.  …Турция будет рано или поздно вынуждена прийти к компромиссу с ее прошлым, если у нее есть желание называться европейской страной и вступить в Евросоюз», - таково убеждение профессора историка, автора фундаментального 14-томного исторического  труда «Геноцид греков Понта», выставки «Понт. Право на память» Костаса Фотиадиса.

 

«…Каждый год, в преддверии Дня памяти геноцида греков Малой Азии, мы невольно возвращаемся на 100 лет назад — мысленно идем горными тропами к домам наших предков, видим большие дружные семьи, восхищаемся красотой наших храмов…

Каждый год наши сердца разрываются на части от осознания трагического финала трехтысячелетней греческой истории Понта. День памяти геноцида обращает нас к базовым ценностям, формирующим понтийский характер — мужество, национальное достоинство, беззаветная любовь к своей исторической Родине. В этот день миллионы понтийских сердец, разделенные десятками тысяч километров, бьются в унисон по всему миру. Несмотря ни на что, мы сохранили себя как народ, и каждый раз, с чувством особой гордости, произносим: «Я — понтиец»! Многое сделано для того, чтобы мир узнал о малоазийской катастрофе, еще больше — предстоит сделать. И я не устану повторять, что наши усилия в этом направлении будут в сотни раз эффективнее, если мы найдем в себе силы для того, чтобы сплотиться для достижения общей цели — общемирового признания геноцида понтийских греков. Только анализ и публичное осуждение преступлений против человечества может уберечь мир от повторения страшных ошибок».

(Иван Саввиди, президент ФНКА греков России, Координатор САЕ Периферии стран бывшего Советского Союза, один из лидеров Понтийского Эллинизма)

 

Память - это спасение наших душ. Наше единство – это залог нашего будущего, нашего права на завтрашний день, на международное признание геноцида греков малоазийского Понта, греков в Османской Турции турками в 1915-1923 гг.

...Борьба за международное признание геноцида греков малоазийского Понта в Оттоманской Турции в 1915-1923 гг. продолжается. Историческая справедливость должна восторжествовать! Нам остается в этой истории расставить все точки над "и". На какой стороне баррикад в нашей борьбе находится Греческое государство, правящие круги Греции? В день Памяти и Скорби наши колонны будут едины или, в какой раз, изощренные плоды лукавого, разрозненны?! В наших колоннах Скорби и Памяти, это прямое обращение к руководителям греческих общин во всем мире, должны быть тысячи наших соотечественников, для которых память о сотнях тысячах невинных жертвах современной греческой трагедии в первой четверти 20-го века (геноцида греков малоазийского Понта, греков в Османской империи) является священной категорией.

19 мая 2019 года в Ессентуках состоится торжественное открытие мемориала трагедии Понтийского эллинизма - геноцида греков Понта. Обращение ко всем соотечественникам! Наш долг откликнуться на этот великий проект нашей исторической памяти, внести свой посильный вклад в создание мемориала Скорби и Памяти. Это наш священный долг!

Грандиозный мемориал геноцида греков Понта в Османской Турции в 1916-1923 гг. , инициатива греческой общины Ставрополья, будет воздвигнут на территории храма Петра и Павла, на его открытии соберутся тысячи греков со всей России и всего мира, которые вознесут их молитвы о наших соотечественниках, дедах и прадедах – жертвах геноцида.

Пепел невинно убиенных душ наших соотечественников, предков все стучит в наших сердцах. Это невозможно забыть и простить! Память – это спасение наших душ.

«Понтийский вопрос: вчера, сегодня, завтра»

За последние годы на разных континентах воздвигнуты мемориалы, памятники, памятные знаки, посвященные трагедии Понтийского эллинизма — геноциду греков Понта. Издан 14 томный капитальный исторический труд «История геноцида», автором которого является профессор историк Константинос Фотиадис. В труде Константиноса Фотиадиса: исторические хронологии греков Понта, документальные доказательства геноцида, документы МИДа Греции, протоколы (стенографические отчеты) парламентских архивов Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Ватикана, Италии, Лиги Наций, Вооруженных Сил Франции, из архивов России и Советского Союза, публикации греческих и кипрских СМИ, статьи на греческом и иностранных языках, оригиналы документов из архивов министерств иностранных дел Великобритании, Германии, Австрии, Франции, Ватикана, Италии, Лиги Наций и ВС Франции.

Огромные усилия по выведению Понтийского вопроса из тесных аудиторий понтийских обществ и федераций в Греции и во многих странах мира на дискуссионные площадки Европарламента, Организации Объединенных Наций делаются политиком Михалисом Харалампидисом, профессором историком Фанисом Малкидисом, писателем Георгиосом Андреадисом, Власисом Агдзидисом и многими другими греческими учеными и общественными деятелями. Отдельные совестливые голоса представителей турецкой интеллигенции призывают руководителей государства и соотечественников переосмыслить события 100-летней давности и принести извинения грекам — современным потомкам 3–4-го поколения жертв геноцида. Особых слов благодарности заслуживает позиция турецкого борца за гражданские права Али Эртема, собравшего 11 тысяч подписей в поддержку признания геноцида греков Понта.

«Понтийский вопрос» все больше и больше занимает умы греков пространства бывшего Советского Союза, являющихся в своей зримой части потомками греков Понта. Во многих городах России и Украины с октября 2006 года проводится передвижная фотодокументальная выставка, повествующая о светлых и трагических страницах истории Понтийского эллинизма, греков Советского Союза, К.Э. Фотиадиса «Понт. Право на Память». В течение месяца, с 27 апреля по 27 мая 2018 года, на территории ЭКСПО центра в Салониках работала выставка К.Фотиадиса «Понт. Право и ответственность памяти». Данное событие прошло под эгидой президента Греции Прокописа Павлопулоса и стало ярким и важным событием, к которому приобщились многие тысячи посетителей.

Следует отметить титанические усилия руководителя греческого Объединения в России, Координатора САЕ Периферии стран бывшего Советского Союза, одного из лидеров Всемирного греческого зарубежья (САЕ), Понтийского эллинизма Ивана Саввиди по объединению и сплочению рядов Понтийского эллинизма. Отметим факт, что Периферия САЕ греков бывшего Советского Союза принимала деятельное участие в сборе по инициативе Периферии САЕ США миллиона подписей в поддержку международного признания геноцида греков Понта турками в Оттоманской Турции за период 1916–1923 гг.

Этим целям, единства наших рядов и великой просветительской миссии наших соотечественников, служит создание в Салоникском университете кафедры Понтийских исследований – благодаря усилиям лидера греков России, САЕ Ивана Саввиди.

…Прошло 25 лет со времени принятия Парламентом Греции решения о дне 19 мая - Памяти геноцида греков Понта турками в Оттоманской Турции за период 1916–1923гг.  

Души греков Понта, невинно убиенных жертв турецкого геноцида, миллионы их потомков взывают к исторической справедливости, которая восторжествует, если наши ряды будут едины и сплочены. К этому нас обязывает моральный долг памяти.

Каждый раз в день трагической даты Скорби и Памяти мы обращаем внимание на тот факт, что день трагедии и скорби греков Понта по сей день не является днем общенационального траура. Мы, греки России, обращаем внимание на обращение президента Греции Прокописа Павлопулоса по случаю даты «19 мая», но, в очередной раз, констатируем, что на первых страницах ведущих греческих газет 19 мая, кроме салоникской «Македонии»,  нет заглавий о дне памяти 19 мая. Видимо, хозяева этих изданий не считают необходимым, своим прямым долгом напомнить греческому народу о современной греческой трагедии в Османской Турции в первой четверти 20-го века. У нас и у этих хозяев, их работников - ведущих журналистов, получается, разные духовные ценности, разнородная историческая память? Журналист Никос Капетанидис отдал свою жизнь за Грецию, за создание Понтийской Республики в союзе с Грецией. …О чем думал лидер Греции Элевтериос Венизелос, представлявший палача нашего народа Мустафу Кемаля к Нобелевской премии мира 1932 года? …О чем думают греческие политики, лидеры общественного мнения в Греции? Почему в греческой политике и греческом правительстве нашлось место предателям-коллаборационистам, подвергающим сомнению на радостное потирание рук Эрдогана и его присных факт геноцида греков Понта?! Как такое может быть возможным?! Почему им, этим ренегатам,  там находится место?!

Ответ апостола «Понтийского вопроса», создателя музея Понтийского эллинизма Костаса Фотиадиса мэру Салоник Яннису Бутарису: «Время «шуток» с понтийцами закончилось».

…Историю творят личности. Отвечаю на вопрос моего товарища греческого коллеги о том, почему все трагедии греков Востока не объединены в одну дату памяти.

Потому что этим вопросом не занималось настоящим образом и не занимается Греческое государство! Потому что решение о дате памяти «19 мая» вышло благодаря грекам патриотам понтийцам, таким, как выдающийся общественный деятель, борец за права человека Михалис Харалампидис, которого, «греческого Чацкого», греческие «Фамусовы» записали в «сумасшедшего» греческой политики. Таковы ее гримасы.

…Мы, греки России, греки Зарубежья, заняли давно четкую патриотическую позицию в «Понтийском вопросе» и «Македонском вопросе». Будущее за нами – греками патриотами, для которых слова героев Революции 1821 года, борцов за Республику Понт и Грецию наполнены их подлинным содержанием. Наши герои – это Иоаннис Каподистрия, Феодорос Колокотронис, Никос Капетанидис. Это наши предки – новомученики Православия и нашего народа. Борьба за торжество справедливости продолжается.

Послесловие

С каждым годом количество стран, регионов, городов, признавших геноцид греков Понта турками в Османской империи в 1916-1923 гг., увеличивается. Весна 2017 года - это пополнение этого списка до 10 городов Канады. Монреаль, Эдмонтон.  И за всем этим видится роль греческой диаспоры. Станем ли мы свидетелями дня торжества исторической справедливости - международного признания и осуждения этого страшного преступления младотурок и кемалистов против человечности? ...Наша, греков России, главная цель в "Понтийском вопросе" - всячески способствовать принятию решения Парламентом (Госдумой) России об осуждении геноцида греков Понта в Османской Турции. И никакие геополитические "сдержки и противовесы" не должны играть в этом вопросе основополагающую роль. Главное - это Справедливость, Мораль и Правда.

Последнее – геополитические "интересы". ...Главное - это вовлеченность в этот вопрос самого Греческого государства, принявшего решение от 24 февраля 1994 года и оставившего его на попечение апостолов "Понтийского вопроса", понтийских обществ и федераций, греков Диаспоры, которым и можно записать во многом в заслугу признание геноцида греков Понта в Швеции, Армении, США, Канаде, Австралии. …Остался долг и греками России. Быть может, процесс признания геноцида греков Понта в Османской Турции Россией необходимо уже сегодня начинать с «греческих» городов юга России?

Никос Сидиропулос. Москва.

Геноцид греков Понта

Геноцид греков Понта проходил в два этапа – младотурок (1916-1918 гг.) и кемалистов (1919 – 1922 гг.). Число жертв греческой трагедии – 353000 человек.

Предыстория

…Что предшествовало этим, трагическим для судеб эллинизма Понта, событиям?

Революция 1908 г. «Комитета Союза и Прогресса» (младотурок) предопределила последующую трагическую судьбу греков, армян, ассирийцев, курдов, других национальных меньшинств, живущих на территории Оттоманской империи. Заявленная изначально младотурецким комитетом декларация «равенства и свободы» для всех народностей империи, на поверку оказалась блефом.

Оттоманская империя («Большой пациент») к концу 19-говека — началу 20-говека трещала по швам — данный диагноз «де факто» констатировали результатырусско-турецкихвойн18–19 веков, Балканские войны1912–1913 гг.

На своем съезде, который прошел в 1911 г. в Фессалониках, младотурками было принято решение сделать Малую Азию (Оттоманскую империю) мусульманской страной.  Данное решение «Комитета Союза и Прогресса» явилось фактическим вынесением смертного приговора всем немусульманским народам империи. Наглядно иллюстрируют эти намерения прямые угрозы, сорвавшиеся из уст турецкого премьер-министра Шевкет-паши во время его встречи, прошедшей 26 июля 1909 года в Константинополе, с Вселенским патриархом Иоакимом Третьим:

 «…Мы отрежем вам головы, мы вас уничтожим. Выживем либо мы, либо вы».

Патриарх, не удостоив ответом турецкого премьера, хлопнув дверью, ушел.

«Младотурки»

«Комитет Союза и Прогресса» был основан в 1889 году.

Движение младотурок зародилось в недрах младшего и среднего офицерства армии султана Абдула Хамита Второго (1876–1909) и в умах интеллектуальной турецкой элиты, обретающейся, в большей своей части, в Париже, от кого и исходили либеральные взгляды. Не титульные народы империи, судя по их первоначальным декларациям, должны обрести равные юридические и гражданские права с турками. Младотурки отказывались от старых идеологических догм панисламизма в пользу идеологии пантюркизма — только турецкий элемент, судя по их планам, должен занимать главенствующие позиции в обществе. После присоединения к Греции Крита в 1913 году, земель греческих областей Македония (Салоники) и Фракия — по итогам Балканских войн1912–1913гг., положение греков Понта все более усложнялось.

В июле 1914 года Турция (Оттоманская империя) вступила в Первую Мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии.

Была объявлена всеобщая мобилизация, которой, помимо турок и мусульманских народов империи, подверглись и другие народы, в том числе, и греки малоазийского Понта. Турецкое правительство, считая греков «неблагонадежным населением»,  особенно после развала русско-турецкого фронта, предпринимает выселение греческого населения вглубь страны, что официально объяснялось «законами военного положения».В ходе долгого изнурительного пути из Понта вглубь Малой Азии через пустыню Месопотамии, от холода и голода, издевательств турецких конвоиров погибли тысячи самые беззащитные и слабые — старики и малые дети.

Абсолютная часть мужчин в возрасте 20-45лет, призванных в рабочие батальоны (τάγματα εργασίας — αμελέ ταμπουρού), по причине издевательских условий в них, там погибли. 257 тысяч греков (80% из всех несущих там службу) были уничтожены в рабочих батальонах в период Первой Мировой войны (1914–1918 гг.).

Рабочие отряды стали лагерями смерти. Особо ужесточились преследования турок в отношении греков Западного Понта после взятия русскими войсками 5 апреля 1916 года Трапезунда.

Подстрекатели преступлений
Учителя и молчаливые соучастники

У младотурецких палачей были свои наставники – подстрекатели их преступлений.

Немецкий капитал видел в качестве одной из главных препон своим экспансионистским экономическим и политическим устремлениям в этом регионе мощный «греческий элемент», занимающий ведущие позиции в экономике Оттоманской империи.

Методы борьбы с этим «злом» для немецких (и иных) капиталов были самые универсальные. От призывов пропагандистской брошюрки Немецкого банка Палестины к туркам не иметь торговых отношений с греками и армянами — до указаний немецких военных наставников своим послушным турецким ученикам по методам выселения сотен тысяч греков из мест проживания вглубь империи с мотивировочным обоснованием «законами военного времени», что на практике и означало их физическое уничтожение.

Переселение греков (их фактическое уничтожение) осуществлялось под идеологическим наставничеством и практическим призором германских генералов. Наиболее образцовым немецким «педагогом» был генерал-лейтенант Лиман фон Сандерс — главный германский военный советник. Именно ему принадлежит авторство («ноу-хау») выселения греков с побережья вглубь империи — главным обоснованием данного «изобретения» являлись пресловутые «нужды войны».

Греки Понта (подданные Турции) обвиняются Германией в том, что они являются «агентами Антанты», что у них чрезмерно развито «национальной самосознание» и что каждый из них является «апостолом эллинизма», а Вселенская патриархия — «орудием панэллинизма». Руководители Германии демонстрировали враждебное и безразличное отношение к трагическому положению греков Понта в Османской империи, несмотря на родственные отношения между императором Вильгельмом Вторым и королем Греции Константином. Немцы призывали греческое население империи подавить в себе «греческое сознание» и стать турецкими патриотами. У будущих идеологов фашизма, как видите, были хорошие учителя из недалекого по историческим временным меркам прошлого.

Мирное греческое население малоазийского Понта, другие христианские народы Оттоманской империи оказались заложниками сцепления геополитических интересов «сильных мира сего» — великих держав того времени с обделенной от предыдущих колониальных переделов мира и разделов сфер влияния кайзеровской Германией.

Результат данного противостояния — греческое население (и другие христианские народы) было «стряхнуто» с географической карты ареала Понта и Малой Азии, история проживания в котором у греков насчитывала без малого 3 тысячи лет. Они стали разменной монетой в крупных ставках мировых держав того времени.

Прямая вина за обрушившиеся на греков Понта беды лежит на кайзеровской Германии. Зримая мера вины лежит на правительствах Италии, Франции, Великобритании и США, поощрявших своей лицемерной и двойственной политикой в отношении к кемалистской Турции палачей к кровопролитию по отношению к грекам Понта. Ни США, ни Великобритания, ни Франция — страны победительницы в Первой Мировой войне, не остановили геноцида турок в отношении греков. Никто резко не одернул варваров, имея весь необходимый ресурс для этого.

Следует сказать и о той негативной роли, что сыграла в истории греков Понта Октябрьская революция 1917 года в Петрограде и последующий Договор о дружбе, подписанный Владимиром Лениным и Мустафой Кемалем 16 марта 1921 г. В молодой Советской республике царили разруха и голод, а правительство Владимира Ленина оказывало братскому режиму Мустафы Кемаля финансовую и военную помощь. Впрочем, следует сказать и о причине столь недружественного шага в отношении Греции и, логического его следствия, греков Понта со стороны большевистского правительства.

В январе 1919 года, вместо оказания помощи отрядам Сопротивления (самозащиты от нападений турецких бандитских шаек) греков Понта правительство Элевтериоса Венизелоса (по настоянию Антанты) принимает участие в составе других стран Антанты в военных действиях против Советов. В составе французского экспедиционного корпуса греческая бригада в январе 1919 года высадилась в Одессе, Херсоне и Николаеве. Получается, союзнические и интересы греческого капитала в России были кровно ближе буржуазному либералу Венизелосу и союзникам по Антанте, чем интересы греков Понта.

Однако уже в апреле под ударами Красной Армии французские и греческие войска вынуждены были эвакуироваться из России, что в итоге привело к трагическим результатам для греков юга России (Одессы, Николаева, Таганрога, Херсона) - греческое присутствие там почти исчезло. Данный шаг правительства Венизелоса только усугубил положение греков Понта. Ленин признал Кемаля своим союзником, а Венизелоса (Грецию) - противником.

Огромное количество опубликованных и, в большей степени, ждущих предания гласности документов из мидовских архивов стран, вовлеченных в Первую Мировую войну, публикаций,  западных СМИ, свидетельства служащих западных гуманитарных организаций, как и публичные выступления отдельных совестливых турецких политиков, доказательно свидетельствуют о существовании у младотурецких стратегов человеконенавистнического плана  по уничтожению греческого населения Оттоманской империи.

«Дымовая завеса» Первой Мировой войны, в которую были вовлечены десятки стран мира, существенно упростила реализацию этих дьявольских планов младотурок и их учителей.

Преступники

План уничтожения мирного греческого населения Понта был разработан в декабре 1916 г. турецкими генералами Энвером-пашой и Талаатом-пашой. План геноцида, разработанный младотурками, предусматривал в своей первой стадии уничтожение христианских народов Оттоманской империи, а во второй — туркопиизацию мусульманских народов (курдов и др.). Он предполагал «физическое уничтожение мужчин от 16-ти до 60-ти лет в городах и полное изгнание мужчин и женщин с детьми из деревень во внутренние области Анатолии с применением физического уничтожения». 

Вскоре была осуществлена и практическая его реализация в течение декабря 1916 года — января 1917 г. в основном в областях Самсуна и Пафры. Окрестности Трапезунда избежали бесчинства турок только благодаря тому, что он  к тому времени был взят русскими войсками.

19 декабря 1916 г. посол Австро-Венгрии в Константинополе Палачиани в своем донесении в Вену информирует касательно младотурецких преступлений в Амисо: «11 декабря 1916 г. были разграблены 5 греческих сел и затем сожжены. 12 декабря. В окрестностях города сжигаются села. 14 декабря 1916 г. Села всецело сжигаются со школами, церквями. 17 декабря 1916 г. в округе Самсуна сожжено 11 сел. Грабеж и насилие продолжаются. 31 декабря 1916 г. Полностью сожжены 18 сел, частично — 15. Порядка 60 женщин были изнасилованы. Разграблены церкви».

 

Сопротивление

Угроза полного физического истребления заставляет греков Понта создавать отряды самообороны, партизанские группы, которым (практически безоружным) приходилось вести отчаянные бои с прекрасно вооруженным противником — обученной турецкой армией. Партизанская война сосредоточилась в основном в западных областях Понта, в районах Амиса и Пафры.

Только благодаря их действиям, из 183 тысяч жителей Пафры было спасено, по крайней мере, 50 тысяч. Известны партизанские отряды Василь-аги (Василиоса Анфопулоса), Панделиса Анастасиадиса, Анастасиоса Пападопулоса, Стилианоса Козмидиса, Эвклидиса Куртидиса, Евстафиоса Феодоридиса, Иорданиса Царухонета, Иоанниса Кианхидиса, молодого священника Панайотиса Макридиса, Димосфениса Эфремидиса, Феодосиоса Химонидиса, Янниса Спатароса, Вангелиса Иоаннидиса.

В своем апогее партизанское движение Понта достигло количества 18 тысяч воинов. Однако отсутствие единого военного руководства, насчитывалось более 600 отрядов, отсутствие надлежащего вооружения, на неоднократные просьбы оказать помощь партизанам Понта Греция не откликалась, привели, в конечном результате, это движение к поражению.

Понтийская республика

События, складывающиеся вокруг греков Понта, утверждали их  в мысли по обретению самоопределения в данном регионе. Самоопределение для греков Понта становилось  единственной возможностью для сохранения своей истории на этой земле.

…Еще во время Первой Мировой войны греки Понта и эмигранты вели борьбу за свои права на 1-м Всепонтийском съезде в Марселе 4 февраля 1918 года.

В июле того же 1918 года в Батуми, представители понтийских организаций и общин заявили о намерении создания независимой Понтийской Республики.

Было избрано Временное правительство Понта во главе с председателем Василиосом Иоаннидисом. Председателем Генеральной Ассамблеи был избран Никос Леонтидис, а позже — Леонидас Ясонидис. Одним из самых активных деятелей того времени был Костас Константинидис — великий понтийский патриот, предприниматель. К. Константинидис похоронен на 1-м Афинском кладбище — на могильной плите написано: «1858–1930. ΚΩΝΣΤ/ΚΩΣΤΑΝΤΙΝΙΔΗΣ. ΠΟΝΤΙΟΣ».

Огромную роль в политической борьбе греков Понта за свои права играл митрополит Трапезундский Хрисанфос (архиепископ Элладский в 1930-е гг.), который во время присутствия русских войск в Трапезунде (апрель 1916 – февраль 1918 г.) был фактическим главой правительства данной территории.

…Требование о создании независимой Понтийской Республики было отклонено великими державами. Великобритания отказала Греции в требовании выслать на Понт солдат понтийского происхождения, служивших тогда в греческой армии. Одновременно армяне попытались добиться международного признания армянского государства. Таким образом, армяне и понтийские греки пришли к политическому конфликту в областях, в которых проживали совместно.

Премьер-министр Греции Элевтериос Венизелос при встрече с Костасом Константинидисом в ноябре 1917 г. положительно отзывается об идее создания Независимой Понтийской Республики, но на мирной Версальской конференции подрывает эту идею своим докладом, в котором правомерность создания независимого государственного образования греков Понта отрицается. В 1919 г. Э. Венизелос уведомляет о своей позиции по данному вопросу президента США Вудро Вильсона, который ранее, в ответ на адресованное ему Заявление в декабре 1918 года «Объединения понтийцев в США», констатировал: «Понт должен стать независимым государством».

Взамен Э. Венизелос предлагает сотрудничество греков и армян в рамках одного государства. Однако, в большинстве своем, греки Понта не приняли позицию греческого правительства, продолжая настаивать на провозглашении Понтийской Республики.

…Митрополит Трапезундский Хрисанфос (представляющий с апреля 1919 г. интересы греков Понта на мировом уровне, убедил стороны принять решение об устройстве федеративной армянской республики, где греки обладали бы правами автономии. Великие державы (победительницы в 1-й Мировой войне) утвердили это решение на Мирной конференции, однако представители понтийских греков продолжали настаивать в своем меморандуме от 14 мая 1919 г. на создании собственного независимого государства под эгидой Греции и США.

Британский уполномоченный Ф. Адам, в свою очередь, заявил, что это приведет к новой серии попыток объединиться с Грецией и к повторению старых конфликтов с национальными меньшинствами.

Наконец, в январе 1920 г. Хрисанфосом и президентом Армянской республики Хатисяном было подписано соглашение о создании Понтийско-Армянской конфедерации. Стороны также договорились и о вооруженной защите Понта от нападения турок. Однако отказ англичан поддержать создание национальных понтийских отрядов привел к поражению армянских войск под Эрзерумом в ноябре 1920 г. и к капитуляции Армении в декабре того же года. По условиям соглашения с Кемалем греческое население Понта было оставлено на милость турецких войск.

Геноцид греков Понта

…Русские войска покидают Трапезунд в феврале 1918 г. Вслед за ними родные места покинула существенная часть местного греческого населения, переселившегося на черноморское побережье Закавказья и юга России.С уходом русских войск, турки продолжают с большей жестокостью грабежи, погромы греческих селений, убийства греков. …От 51660 греков — жителей района Колония в живых осталось треть.

Многие из коих были насильно исламизированы. Округу Амасия принадлежит печальное «первенство»: Положение греков Понта обернулось в бесконечный мартиролог.

В районе Амасия до войны проживало 136768 греков, 393 школы, 12360 учащихся, 493 педагога, 498 церквей. Из всех, проживающих там, греков,72375 человек были депортированы, из которых 70% погибли.

 

16 мая 1919 года в Самсун по приказу султана выдвигается Мустафа Кемаль, чтобы принять командование  9-м армейским корпусом в Анатолии — с целью, якобы, взять под свою защиту греков и армян от турецких шаек.

…19 мая 1919 года Кемаль высаживается в Самсуне.

Состоявшаяся встреча Кемаля 29 мая 1919 г. с одним из предводителей турецких головорезов Топалом Османом (мэром Керасунда) открывает истинные  намерения будущего «отца турецкой нации» (Ататюрка) — с этого времени геноцид греков Понта достигает своего апогея. …Отдельно об Топале Османе — мэре Керасунда - «Эйхмане» Понтийского Эллинизма. «Все нити исходили от него. Он отдавал приказы, запреты, вешал и вырезал. Никто не мог ему перечить» (турецкий публицист Мурат Юксель). Из 14 тысяч греков, проживающих в Керасунде, выжили 4 тысячи.

Отдадим дань гражданскому мужеству отдельных видных представителей турецкого общества, осудивших преступления младотурок и кемалистов. Имеющих самое непосредственное отношение к обсуждению данного вопроса. Юрисконсульт Константинопольской комендатуры и председатель следственной комиссии султанского правительства Фери-паши Джемаль Нузхет в своем обширном аналитическом докладе резко осуждает Кемаля, обвиняя его в том, что в подведомственных ему территориях им были взяты под личную опеку турецкие банды, убивающие греков, заживо сжигающие их в храмах, разграбляющие греческие селения.

…Из 25 тысяч греческого населения Пафры 90% было уничтожено.

Турки сожгли заживо 6000 греков Пафры. Факты преступлений младотурок и кемалистов в отношении греческого, христианского населения подтверждаются многочисленными публикациями-документами, свидетельствами находящихся в Константинополе консульских служб европейских государств, американских и европейских гуманитарных организаций. Видные представители мировой интеллигенции в своих обращениях заклеймили эти преступления. …Депутаты турецкого Национального Собрания Хаки Хами-бей (от округа Синоп), Яхья Галип и Салахадин-бей в своих выступлениях в стенах турецкого парламента в Анкаре констатировали, что политика выселения греков Понта, многочисленные преступления против которых, навеки запятнали лицо турецкой государственности и по этим счетам придется платить еще очень долго.

Газета Telegraph в мае 1922 года опубликовала протест украинской дипломатической миссии, которая стала свидетельницей разрушений, насилия и убийств в Самсуне.

Малоазийская катастрофа (поражение Греции в войне с Турцией) отозвалась трагедией для судеб греков Смирны (сентябрь 1922 г.). Резня греков и армян, учиненная турками, когда греческие войска покинули город, привела к десяткам тысяч жертв.

Все это происходило при молчаливом и циничном попустительстве западных держав — подстрекателей греко-турецкой войны 1919–1922 гг.

…В общей сложности 353000 греков малоазийского Понта приняли мученическую смерть от рук младотурецких и кемалистских палачей. Речь идет, именно, об уничтожении мирного греческого населения Понта, проживающего на территории, удаленной от театра военных действий греко-турецкой войны 1919–1922гг. На территории, не имеющей стратегического значения и, следовательно, данный факт не дает турецкой стороне права манипулировать «правом войны» — «…на войне как на войне».

Героическое сопротивление отрядов самообороны греков Понта спасло их народ от полного уничтожения. Сопротивление было бы более эффективным, если бы Греция и ее союзники по Антанте оказали отрядам самообороны греков Понта  помощь оружием. Ничего подобного сделано не было.

Вследствие систематического истребления греков, предпринятого турками, все побережье Понта, было очищено в национальном, расовом и религиозном аспекте от присутствия компактно ранее проживающего на протяжении трех тысячелетий греческого населения. В октябре 1922 года при посредничестве союзнических сил греческое правительство и Кемаль договорились перевезти выживших понтийских греков на турецких судах в Константинополь и оттуда на греческих судах в Грецию. Ответственным за перевозку беженцев был назначен руководитель греческого Красного Креста Александрос Паллис.

Первый корабль с беженцами отплыл в Грецию в ноябре 1922 года из Самсуна через Константинополь. Отток беженцев продолжался и весь 1923 год. Оставшиеся в живых греки малоазийского Понта и Каппадокии по результатам греко-турецких Лозаннских соглашений 24.07.1923 г. («обмен населением») перебрались в 1924 году в Грецию и другие страны. В общей сложности более 350 тысяч мирных жителей греков Понта приняли смерть от рук младотурок. На сегодняшний день в Понте проживают сотни тысяч исламизированных греков, многие из которых являются криптохристианами — людьми, тайно исповедующими христианство. Сохранившие, преимущественно в горных деревнях, родной язык их предков — ромейский язык греков малоазийского Понта.

 

Послесловие

25 лет назад, 24 февраля 1994 года, своим единогласным решением Греческий парламент  постановил считать 19 мая  Днем Памяти геноцида греков малоазийского Понта турками за период 1916–1923 гг.

Принятию данного решения Парламентом Греции предшествовали 10 лет усилий отдельных понтийских обществ в стране, созревание греческого общества к Понтийскому вопросу,  который все предшествующие десятилетия не был в числе приоритетных тем в умах общества. И только усилия второго поколения потомков понтийских репатриантов, привнесших данный вопрос в политические партии Греции, организованные понтийские структуры, привели к желанному результату — Постановлению парламента Греции от 24 февраля 1994 года.

В семьях каждого из потомков греков Понта, ныне живущих в Греции, России и других странах  постсоветского пространства, Германии, США, Канаде, Австралии, есть свой траурный мартиролог тех 1916–1923гг. трагических для Понтийского Эллинизма событий — жертв преступлений против человечности младотурецких и кемалистских палачей.

Современное Турецкое государство, поставившее для себя одной из главных целей своей внешнеполитической стратегии вступление в Евросоюз, и эффективно эксплуатирующее ценности античной и христианской цивилизаций в целях привлечения туристического потока в страну и, соответственно, мощных инвестиций  в ее экономику должно на деле доказать серьезность своих намерений стать цивилизованным государством.  Должно признать геноцид греков Понта — покаяться.

Малоазийская катастрофа (поражение Греции в войне с Турцией) отозвалась трагедией для судеб греков Смирны (сентябрь 1922 г.). Резня греков и армян, учиненная турками, когда греческие войска покинули город, привела к десяткам тысяч жертв.

Категорическое же отрицание современным Турецким государством геноцида греков, армян, других народов Османской империи в 1914–1923 гг. наглядно демонстрирует мировому Сообществу наций факт сегодняшней неготовности Турции к вступлению в Евросоюз.

Гневные апелляции политического руководства Турецкой республики в адрес своих греческих коллег по поводу проводимых в Афинах и Фессалониках митингов «Дня Памяти 19 мая» в память о греках малоазийского Понта, безвинных жертвах турецкого геноцида в Оттоманской Турции в 1916–1923гг., которые завершаются вручением представителям посольства Турции в Афинах и генерального консульства в Фессалониках Обращения митингов Памяти — все это свидетельствует о его стремлении к покаянию?!

25 лет назад, 24 февраля 1994 года, своим единогласным решением Греческий парламент постановил считать дату 19 мая Днем Памяти геноцида греков малоазийского Понта турками за период 1916–1923 гг.

Почему за эти 25 лет, прошедшие со времени принятия Греческим Парламентом решения о «Дне Памяти 19 Мая», Греческое государство не обратило весь свой ресурс для продолжения этого процесса — Международного признания геноцида греков Понта?  Последовательные шаги по данному пути мешали  бы курсу на стабилизацию отношений с Турецкой Республикой? Именно этими «заботами» болеют высокие государственные мужи соседнего государства, посещая Грецию и места в ней с компактным проживанием турецкого населения, заговариваясь до создания «независимой Западной Фракии»?

Именно этими «трогательными мотивами» на стабилизацию греко-турецких отношений руководствуются руководители соседнего государства, поощряющие и подстрекающие выступления турецких националистов, направленных против пребывания Вселенского Патриархата в Полисе? Представьте, если бы турецкой стороной выполнялись Лозаннские соглашения по сохранению греческих колоний в Константинополе, на Имброзе и Тенедосе, то в Константинополе жило бы, как сегодня, не примерно 5 тысяч греков, а сотни тысяч — столько же, сколько проживает турок в греческой Западной Фракии. Турция сделала все в 1950-х годах, чтобы изгнать греческое население из Города, в то время как Греция оставила на своем теле родимое пятно «пятой колоны». …Что же мы имеем в активе, помимо «побратимства» первых лиц греческого и турецкого государств? Какие «Гордиевы узлы» в греко-турецких отношениях развязывает и разрубает это «побратимство»? Именно неусыпная забота «о дружбе и братстве», вспоминается подобный договор от 1930 года за авторством Кемаля и Венизелоса, подвигает турецкое политическое руководство, вопреки решению Европейского Союза, препятствовать возобновлению работы Богословской школы в Халке?

…Когда в стенах Святой Софии возобновятся церковные православные литургии?

Когда станет возможным возвращение в лоно православия криптохристиан Понта?

…Станет ли возложение греческими политиками венков к могиле основателя современного Турецкого государства Мустафы Кемаля, ставшего автором «второго круга» ада для греков Понта «с 19 мая 1919 года», предтечей символического с турецкой стороны «простите», и ничего более (!), за все преступления против человечности, что претворялись в жизнь их предшественниками в первой четверти 20-го века под неусыпным контролем немецких учителей, которые передали «двадцать пять лет спустя» эстафетную палочку своим бесноватым соотечественникам — фюреру и его, «истинным арийцам», соратникам? Геноцид руководителей третьего рейха по отношению к евреям, славянским народам, закабаленных фашизмом стран, расстреливаемых «для порядка» и сжигаемых в печах Бухенвальда, Освенцима, Аушвица, осужден в 1946 году Нюрбергским военным трибуналом. Мы, потомки жертв турецкого геноцида, не требуем трибунала — всего одно слово «простите».

…А, быть может, греко-турецкое «кумовство» привело к урегулированию кипрской проблемы? Или Турецкая Республика не признала Скопье в качестве «Республики Македония»? Ничего подобного не случилось. Более того, турецкая пропаганда, показывая свое истинное лицо, переписывая историю и, тем самым, «заметая следы», на официальном интернет-сайте турецкого МИДа, цинично выставляет «свидетельства» о «Геноциде понтийцев над турками».

Отдельная горькая констатация. Дело по продвижению Понтийского вопроса, геноцида греков малоазийского Понта, в международные структуры так и не стало делом Греческого государства, всей его политики, универсального ресурса его государственных структур, безнадежно опаздывающих в своих действиях перед неправительственными организациями. Перед отдельными общественными деятелями, представителями понтийского эллинизма,  ставшим более мощной и монолитной силой после мощного потока репатриации в страну в начале 1990-х годов сотен тысяч греков из пространства бывшего Советского Союза. Греческое государство безнадежно отстает в этом вопросе от  самого Греческого общества.

Подчеркивая важность «события 24 февраля 1994 года», можно сказать, что вопрос по признанию геноцида греков Понта в Оттоманской Турции за период 1916–1923 годов, так и остался преимущественно в орбите деятельности понтийских федераций, Всемирных съездов Понтийского и Всемирного эллинизма.

…Если бы этим вопросом предметно занималось Греческое государство, что логически и следовало из решения Парламента Греции от 24 февраля 1994 года о «Дне Памяти 19 мая», то число государств и парламентов стран, признавших геноцид греков Понта в Оттоманской Турции было бы  сопоставимым с числом государств и парламентов стран, признавших геноцид армян в Оттоманской Турции в 1915–1922 гг

genoktonia ton el. Pontou. Essentuki. 7___.jpggenoktonia ton el. Pontou.3___.jpggenoktonia ton el. Pontou.5_.jpg

Attached files: 25 лет назад Парламент Греции принял решение о дате памяти_.docx (53.6 KiB);

Επιστροφή στο κύριο τμήμα

Κέντρο Ελληνικού Πολιτισμού στη Μόσχα
Site map

Feedback