HCC
RU GR

PRESS RELEASE__24.05.2021__Открытие выставки МИФ – ЕСТЬ САМА ЖИЗНЬ

Добавлено: 26 мая 2021 г. 13:34

День памяти А.Ф. Лосева и открытие выставки «МИФ – ЕСТЬ САМА ЖИЗНЬ!»

 

Дорогие друзья!

В понедельник 24 мая 2021 года c особым успехом состоялось открытие выставки «МИФ – ЕСТЬ САМА ЖИЗНЬ!», в переполненном зрителями выставочном пространстве здания Дома-Музея А.Ф. Лосева (по адресу: ул. Арбат, д. 33).

Основная идея организуемой выставки: актуальность мифа для человеческой истории – от древности до наших дней. Цель выставки – представить и раскрыть связь между философской теорией мифа А.Ф. Лосева и реальным функционированием мифа в жизни общества, в культуре и искусстве (живопись, музыка, театр, кино).

В программе открытия:

Модератор – директор Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», Валентина Васильевна Ильина.

1. Выступление представителя Департамента культуры города Москвы.

2. Выступление научного сотрудника Дома А.Ф. Лосева В.П. Троицкого о сущности теории мифа А.Ф. Лосева и научной концепции выставки.

3. Выступление директора Греческого Культурного Центра Теодоры Янници.

4. Выступление художников проекта о художественной концепции, а также ее экспонатах. Демонстрация мультимедийных фильмов в мифах.

5. Чтение отрывков из спектакля Театральной мастерской Греческого культурного центра.

6. Презентация нового академического издания "Диалектики мифа" и "Дополнений к "Диалектике мифа".

7. Отчетно-перевыборное собрание КПО «Лосевские беседы». Обращение Председателя Общества А.А. Тахо-Годи.

Программа открытия была обогащена красивой, интересной программой с участием Театральной Мастерской им. Георгия Червинского Греческого Культурного Центра-ГКЦ: Ольги Савиновой, Оксаны Осиповой, Евгения Смольякова. Участники прочитали отрывки из античной  драматургии, а директор Греческого Культурного Центра-ГКЦ Теодора Янници прочитала отрывки из трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Эвмениды» и монолог Андромахи из произведения «Троянки» Еврипида.

В выставке приняли участие Игорь Ролдугин, Игорь Андреевич Иогансон, Леонид Феодор, Александр Драговой, Милена Каширина, Александра Жерноклюева. Специальный гость выставки-атташе Посольства Греческой Республики в Москве - художник Йоргос Толис, чьи работы украшают экспозицию. Куратор художественно-экспозиционной деятельности ГКЦ – художник Татьяна Бабушкина, член Московского союза художников.

С мероприятием можете ознакомиться по ссылкам:

https://www.facebook.com/100002328849295/videos/4132283813525873/

https://www.facebook.com/100002328849295/videos/4132353623518892/

https://www.facebook.com/100002328849295/videos/4132373233516931/

https://youtu.be/amq0LaEqhPc

Прилагается ссылка на фото: https://yadi.sk/d/_aiP0fWyLLLU-A

Пользуясь случаем, желаем поздравить всех участников с прекрасной экспозицией, а также выразить признательность и благодарность руководству Библиотеки, директору Валентине Васильевне Ильиной и всей ее команде, за наше многолетнее, столь плодотворное и значимое сотрудничество, и приглашение, за возможность общения со зрителями, с аудиторией, а также нашим артистам за активное участие и поддержку мероприятию открытия экспозиции.  

МЫ ЕДИНЫЙ МИР !!! МЫ ВМЕСТЕ !!! ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ и СЧАСТЛИВЕЕ, ДУХОВНО БОГАЧЕ и СЧАСТЛИВЕЕ !!!

До скорых новых встреч, друзья!

Искренне Ваша

Теодора Янници, к.и.н.,

директор Греческого Культурного Центра – ГКЦ

Ниже прилагается подробная концепция-пресс-релиз Выставки и резюме греческого художника Йоргоса Толиса.

КОНЦЕПЦИЯ

ВЫСТАВКИ «МИФ – ЕСТЬ САМА ЖИЗНЬ!»

(авторы: В.В.Ильина, Е.А.Тахо-Годи, В.П.Троицкий)

 

I.  Основная идея организуемой выставки: актуальность мифа для человеческой истории – от древности до наших дней.

Цель выставки – представить и раскрыть связь между философской теорией мифа А.Ф. Лосева и реальным функционированием мифа в жизни общества, в культуре и искусстве (живопись, музыка, театр, кино).

При разработке выставки предполагается осветить следующие основные темы:

  1. Древняя мир — колыбель мифа. Исторические факты и религиозные верования в период зарождения и бытования мифа. Наиболее известные мифы, их содержание, персонажи.
  2. Мифология в красках. Произведения художников на мифологические сюжеты.
  3. Мифы — источник вдохновения драматургов, музыкантов. Спектакли на мифологические сюжеты.
  4. Миф и притча в русской классической литературе.
  5. Основные положения теории А.Ф. Лосева о мифе.
  6. Социальный миф и «Диалектика мифа» в судьбе А.Ф. Лосева.
  7. Выдающиеся отечественные исследователи мифа ХХ века.

Задача выставки – содействовать повышению культурного уровня москвичей и гостей столицы, в первую очередь молодого поколения и школьников.

Этой задачей обусловлен учебно-педагогический и просветительский метод подачи материалов. В связи с этим предлагается максимально ограничить количество и объем сопровождающих текстов («музей текста» уже создан на I этаже «Дома А.Ф. Лосева»), сосредоточившись больше на постерах, фотографиях и декоративно-изобразительных материалах.

Выставка как культурная годовая программа. Концепция предусматривает не только проведение экскурсий, но и проведение различного рода «перформансов» (события) как неотъемлемую составляющую выставки:

1) 17 апреля – открытие выставки в канун годовщины ареста А.Ф. Лосева за издание книги «Диалектика мифа»;

2) 24 мая – «В начале было слово» – день свв. Кирилла и Мефодия и памяти А.Ф. Лосева; показ спектакля «Радость на веки»;

3) 23 сентября – день рождения А.Ф. Лосева и презентация нового издания «Диалектики мифа»;

4) 21 декабря – закрытие выставки и презентация издания материалов конференции, посвященной 90-летию выхода лосевской «Диалектики мифа».

5) Помимо вышеперечисленных мероприятий, возможно использование постановок театра «Амадей», например, фрагментов оперетты «Прекрасная Елена» и др.

 

II. Материалы:

  1. Принимается во внимание, что из экспонатов музея приходится использовать лишь фотокопию книги «Диалектика мифа», ее необходимо максимально развернуть и распределить, иллюстрируя основные положения лосевской теории мифа и задавая сквозную тему выставки.
  2. Предлагается также включить в экспозицию копию рукописи «Диалектики мифа» (200 листов формата А3), сделанную в Архиве ФСБ РФ в 1995 г.; копия подарена А.А. Тахо-Годи В.П. Троицкому для работы по подготовке к изданию книги. В.П. Троицкий передает ее в дар музею.
  3. Привлекается соответствующий копийный материал (постеры, фотографии, декоративно-изобразительные материалы).

 

III. Зонирование. Предлагается размещение выставки по трем зонам:

– зона А, холл III этажа (основная, «просветительская»),

– зона Б, ЛЧЗ («научная»),

– зона В, левая стена конференц-зала («театральная»),

– интерактивная зона (может быть размещена в холле (плазменный экран) и/или на лестнице, ведущей на 4-й этаж).

 

IV. План выставки:

1.  Зона А:

в 6 малых плоских витринах размещаются листы фотокопии «Диалектики мифа» вместе с наиболее яркими цитатами, так чтобы их совокупность передавала основные мысли книги,

в 7 больших плоских витринах дается изобразительный ряд с примерами основных мифологических систем и демонстрации «абсолютной» и «относительных» мифологий, при этом выбираются творения преимущественно художников Серебряного века:

  1. постер – Бруни «Медный змей» (иудаистская),
  2. постер – Рерих «Песнь о Шамбале» (индуистская),
  3. постер – Бакст «Античный ужас» (эллинская),
  4. постер – Васнецов «Сирин и Алконост» (славянская, языческая),
  5. постер – Нестеров «На Руси. Душа народа» (христианская),
  6. постер – Кустодиев «Большевик» (социалистическая),
  7. постер – «Троица» Андрея Рублева как максимальное выражение «абсолютной мифологии», в сопровождении двух цитат: Флоренский «Если есть Троица Рублева, значит, есть Бог»; Лосев: о Троице из «Диалектике мифа».

в настольной витрине размещается копию рукописи «Диалектики мифа» из ФСБ вместе с современными изданиями «Диалектики мифа»; туда же можно будет поместить новое издание 2021 г. после его выхода из печати.

в двух книжных шкафах-витринах размещаются:

а) в левом – книги и работы А.Ф. Лосева о мифе и мифологии (подбор – Т.И. Соловьева, в том числе статьи в энциклопедии «Мифы народов мира»),

б) в правом – небольшая экспозиция, воспроизводящая основные этапы «жизненного мифа» Лосева, по схеме – краткое описание «мифологемы» + картинка, ей соответствующая:

  1. «В начале было слово» – воспроизведение иконы свв. Кирилла и Мефодия. С христианской символикой связывается детство Лосева: его крещение в храме Михаила Архангела, годы в доме деда – протоиерея Алексия Полякова, поездки к дядюшке протоиерею Стефану, любовь к гимназическому храму св.равноап.Кирилла и Мефодия, к урокам о законе Божием гимназического Батюшки о Василия Чернявского.
  2. «Гибель Богов» – из театральной Вагнерианы. Центральной становится миф Вагнеровской оперы, которую Лосев слушает в 1914 году в Берлине. Это огонь революций – 1905 и 1917годов, это огонь русско-японской войны и главное – Первой мировой. Это музыка Скрябина «Прометей» и «Поэма Огня». В этом историческом пламене исчезают люди, с которыми общался в юности Лосев, будучи студентом Московского университета, посетителем Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева.
  3. «Призрак коммунизма» – илл. Пришвин «Когда колокола били». Мифология советского государства и его символика. Строительство нового государства, борьба с Церковью, со свободной философской мыслью – высылка философов в 1922 году на «философском пароходе», появление первых концлагерей. Попытки Лосева бороться с этой мифологией – его увлеченность имяславием, разработка имяславческого учения, общение с видными деятелями Церкви, принятие монашества вместе с женой, издание первого «восьмикнижия», в том числе «Диалектики мифа», где разоблачаются и социальные мифы.
  4. «Жертвоприношение» – илл. Белов «Беломорканал». Арест, отправка в лагерь, переписка с женой и лагерное творчество. Разрушение «верхушки» на ул. Воздвиженке, а потом и полное ее уничтожение во время Второй мировой войны.
  5. «Античная мифология» – с обложки книги «Олимпийская мифология». После возвращения из лагеря Лосеву запрещено заниматься философией. Он вынужден вернуться к своей первоначальной стезе – к классической филологии. Этот путь начинается в конце 1930-х годов с создания книги по греческой мифологии. Затем последует создание 8-митомной «Истории античной эстетики», изучение которой невозможно без мифологии. Борьба Лосева с эстетикой Возрождения как ложным истолкованием античности.
  6. «Арбатский миф» – илл. кадр из фильма Косаковского. Миф о Лосеве как о «русском Платоне» или «русском Прокле», о том что на Арбате существует некая «платоновская Академия», которой, по сути, и была лосевская квартира, где велись беседы на самые отвлеченные темы.

2. Зона Б:

в книжном шкафу выставка «Отечественные исследователи мифа и мифологии», где представлены в хронологической последовательности фотопортреты и краткая информация о фигурах:

  1. Александр Николаевич Веселовский
  2. Вячеслав Иванович Иванов как создатель книги «Дионис и прадионисийство»
  3. В.Я. Пропп,
  4. О.М. Фрейденберг,
  5. А.Ф. Лосев,
  6. А.А. Тахо-Годи,
  7. Е.М. Мелетинский,
  8. В.Н. Топоров.

 

3. Зоны В.

Миф в театре (театральные постановки и декорации). Возможны более подробно представить:

  1. театральная Вагнериана,
  2. «Сказание о граде Китеже» Римского-Корсакова,
  3. «Прометей» Скрябина
  4. и/или другие сюжеты на мифологические темы в театральных декорациях.

 

4. Интерактивная зона:

1) Интерактивный стенд (грифельная доска на лестнице, ведущей на 4-й этаж), на котором можно желающим написать, что они считают сегодняшним мифом.

2) в режиме «листания» на мониторе (зона Б, плазменный экран) статей о мифе у Лосева (например, статьи В.П. Троицкого «Миф Лосева», прилагается) и статей Лосева-Тахо-Годи о мифологических персонажах;

3) музыкальное сопровождение (зона Б, плазменный экран) – возможность прослушивания фрагментов из музыкальных произведений на мифологические сюжеты (Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин).

4) кино-сопровождение (зона Б, плазменный экран) – возможность просмотреть фрагменты из кинофильмов на мифологические сюжеты.

Биографическая справка художника ЙОРГОСА  ТОЛИСА.

Родился 4 мая, вторник 1954 года в небольшой, но красивой деревне Пентолаккос, Янина. 

Отцовский дом находится за пределами деревни с уникальным видом на просторы, где в поле зрения попадают   все   четыре стороны  горизонта. 

С юных лет  г-н Йоргос  наблюдал восход  и  закат солнца , летающего орла и пасущихся  быков и  коней,  форель и угрей, плывущих вниз  по реке.  Живописью занимался  с начальной школы, где рисовал карандашом в основном героев греческой революции и географические карты. В 1966 году  уехал из села учиться в Зосиминское училище Янины. Там  художнику  посчастливилось  учиться у  г-на Павлоса Вреллиса, скульптора и художника. В последнем классе лицея учеников попросили нарисовать горный пейзаж. Забыв свои мелки, он только карандашом нарисовал скалу с сухой веткой и на горизонте полет орла.  Закончив первым и, вручив  свою картину учителю ,услышал вопрос:

- «Какой курс ты выбрал для изучения?»   

- «Политехнический ». 

- «Почему ты не предпочел Школу изящных искусств?»  

- «Рисование для богатых детей, я ищу профессию, которая обеспечит мне жизнь». 

- «Во всяком случае,  ты должен знать, что в тебе есть большая способность к живописи», - такими словами напутствовал учитель ученика. 

Йоргос изучал инженерно-технологическое строительство, а затем был принят на работу администратором в Министерство иностранных дел. Все эти годы он рисовал в повседневно. Он служил в посольстве Греции в Гаване, откуда мы видим влияние  афро-кубинской культуры.

В конце 2016 года ему  поставили диагноз болезнь Паркинсона. С тех пор он начал страстно рисовать, так как   чувствовал необходимость выразить себя ... вынуть биометрические изображения, которые были у него внутри, прежде чем он не сможет  рисовать из-за  болезни. 

Цвета яркие его работ   связаны с представлениями детства художника, с теми цветами, которые окружали его с детства и вошли в сознание ребенка как символы жизни: красный цвет закатного солнца, арбузов и помидор, желтый из спелой пшеницы, зеленый из травы с полей, коричневый из земли   и голубой из неба. 

Представляя работы  Йоргоса Толиса   , изображающих сюжеты  и героев из  древнегреческой мифологии, хочется отметить свойственную  ему экспрессивную  манеру выявления истории и характера персонажа. И глубокого проникновения греческой истории, природы и культуры в подсознание художника.  И даже, отдав большую часть жизни дипломатической службе, и оказавшись перед чертой, которую ему определила судьба, желая представить миру свой нереализованный творческий потенциал, он обращается к Элладе и своему детскому восприятию окружающей его жизни.  Любовь к своей родине, несмотря на интеграцию в мировую культуру, он пронес в себе через время и страны , как настоящий  эллин.

Вернуться в основной раздел

Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта

Обратная связь