"АРХИТЕКТУРА ГРЕЧЕСКОГО МИРА" – ПЕРЕЗАГРУЗКА
"ΑΡΧΙΤΕΚΤΟΝΙΚΗ του ΕΛΛΗΝΙΚΟΥ ΚΟΣΜΟΥ" – ΕΠΑΝΕΚΚΙΝΗΣΗ
Москва, 17 марта 2022 г.
Дорогие друзья!
С успехом состоялась во вторник 15 марта 2022г., в 18:30, в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», в Центре чтения и творческого развития, четырнадцатая лекция цикла "АРХИТЕКТУРА ГРЕЧЕСКОГО МИРА", который читает наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ. Слушатели приобщились к чрезвычайно интересному, познавательному материалу на тему:
АРХИТЕКТУРА 1453 -1800 гг.
Часть 1. НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО.
Александр Федорович увлеченно рассказывал интереснейший, насыщенный материал, манера его подачи подлинно заинтересовала аудиторию, задавшую в конце интересные вопросы.
Прилагается видеозапись лекции по ссылкам:
За дополнительной информацией заинтересованных просим обращаться в Греческий культурный центр по тел. 7084809/10, а также следить за обновлением информации на нашем сайте www.hecucenter.ru
Цикл лекций записывается на видео и выкладывается на сайте ГКЦ, в рубрике «Видеоархив» http://www.hecucenter.ru/ru/videoarc/
Ниже прилагается подробное описание курса лекций А.Ф. Чартилиди:
АРХИТЕКТУРА ГРЕЧЕСКОГО МИРА
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ
1. Архитектура эгейского мира и Крита в III - II тыс. до н.э.
2. Архитектура Микенского периода во II тыс. до н.э.
III. АРХИТЕКТУРА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА.
IV. АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА. (323 гг до н. э – I в.н. э).
1. Ранневизантийская архитектура.
2. Средневизантийская архитектура.
3. Поздневизантийская архитектура.
1. Народное зодчество.
2. Общественные здания и крепостные сооружения.
1. Архитектура 1920 -1940 гг. Конструктивизм.
2. Послевоенная архитектура. Новые имена.
3. Постмодернизм и архитектура олимпийских сооружений.
4. На волне современных течений.
Прилагается видео-обращение о деятельности ГКЦ директора Греческого Культурного Центра – ГКЦ, Теодоры Янници
Узнайте больше о деятельности Греческого Культурного Центра - ГКЦ ( www.hecucenter.ru )
С развернутым отчетом нашей работы за 2021г. можете ознакомиться по ссылке
http://www.hecucenter.ru/up/Last_Отчет-о-деятельности-ГКЦ-за-2021_fnl.pdf
С кратким отчетом нашей работы за 2021г. можете ознакомиться по ссылке
http://www.hecucenter.ru/ru/reports/otchet_deyatelnosti_gkc_za__2021_god.html
С развернутым отчетом нашей работы за первое полугодие 2021г. можете ознакомиться по ссылке:
http://www.hecucenter.ru/up/Last_Отчет-о-деятельности-ГКЦ-за-2021__.pdf
С кратким отчетом нашей работы за первое полугодие 2021г. можете ознакомиться по ссылке:
http://www.hecucenter.ru/ru/reports/otchet_deyatelnosti_gkc_za_pervoe_polugodie_2021_goda.html
С развернутым отчетом нашей работы за 2020г. можете ознакомиться по ссылке:
http://www.hecucenter.ru/up/Last_Отчет-о-деятельности-ГКЦ-за-2020год.pdf
С кратким отчетом нашей работы за 2020г. можете ознакомиться по ссылке:
http://www.hecucenter.ru/ru/news/otchet_deyatelnosti_gkc_za_2020_god.html
С развернутым отчетом нашей работы за 2019 год можете ознакомиться по ссылке:
http://www.hecucenter.ru/up/Last_Отчет о деятельности ГКЦ за 2019 (5).pdf
С кратким отчетом нашей работы за 2019 год можете ознакомиться по ссылке:
http://www.hecucenter.ru/ru/reports/
Следует краткое содержание лекции:
ТЕМА VII.
АРХИТЕКТУРА 1453 -1800 гг.
Часть 1.
НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО.
1. ОБЩИЙ ОБЗОР.
2. САРОНИЧЕСКИЕ ОСТРОВА. 3. КИКЛАДЫ. 4. ЭГЕИДА..
5. ДОДЕКАНЕСС.
6. КРИТ. 7. ПЕОЛОПОННЕС.
8. МАКЕДОНИЯ и ЭПИР. 9. ФЕССАЛИЯ.
1. ОБЩИЙ ОБЗОР.
После распада Империи и общего геополитического пространства Византии в 1205 г. и, особенно, с 1453 г. изобразительное искусство и зодчество развиваются в условиях зависимости от вкусов и идеологии новых правителей. Отметать в сторону традиции турок и венецианцев мы не вправе, потому, что созданные ими произведения реально существуют в Греции и составляют одну из частей ее архитектурно-художественной среды.
Начиная с середины XV века профессиональное искусство ушло в монастыри, а основой изобразительной и созидательной деятельности стало народное творчество.
2. САРОНИЧЕСКИЕ ОСТРОВА.
Идра. Эгина.
Архитектура народного жилища во всех регионах земли – наиболее консервативный жанр зодчества. Именно поэтому она – наиболее ценный источник сведений не только для архитекторов и археологов, но и для историков, этнографов, социологов. В образах зданий, пластических приемов отделки фасадов опытный наблюдатель всегда увидит характер деятельности их обитателей - будь то дома потомственных моряков на Идре или виноделов с Эгины.
3. КИКЛАДЫ.
Белоснежные объемы, лаконизм фасадных решений и народная изобретательность, никогда не выходящая за рамки такта и сдержанности - вот отличительная черта островов Кикладской группы. Каждый дом Тиры, Пароса, Наксоса, Сифноса, Андроса и других - это скульптурная традиция, берущая начало в знаменитых шедеврах глиптики V-III тысячелетий до н.э.
4. ЭГЕИДА.
Отличительной чертой исторической застройки островов этой части Архипелага - будь то Скирос, Алонисос, Лесвос, Хиос, Самос или Икария - это т.н. хора - застройка, живописно укрывающая склоны возвышающейся над островом горы, увенчанной средневековым замком или византийским монастырем. Четырехскатные черепичные крыши, каменные (изредка оштукатуренные) фасады и ни одного белоснежного здания! А всего-то каких-нибудь 15-20 миль от Киклад...
5. ЮЖНЫЙ ПЕЛОПОННЕС. ЛАКОНИЯ.
История сохранила самобытные средневековые поселений Майны и Гитио, возникшие на рубеже VI -VII вв. Стиль знаменитых домов-башен был распространен в горных коммунах Италии, родовых центрах Центрального Кавказа, равно как и на эгейском Хиосе. Это жилище гордых, непокоренных и свободных эллинов.
6. КРИТ.
Древнейшему центру европейской цивилизации не повезло со строительными материалами, да и с полезными ископаемыми вообще. Здесь отсутствовали массивы известняковых отложений, мрамора, гранита, а строевой лес был исчерпан еще в античные времена. Критянам остались только вулканические отложения и непревзойденные ландшафты, преимуществами которых они владели с врожденной изобретательностью.
7. ДОДЕКАНЕС.
В переводе с греческого - "двенадцать островов" - те. которые у всех на слуху: Астипалея, Калимнос, Кастелоризо, Карпатос, Кос, Патмос, Родос, Сими. На самом деле их на порядок больше, но это удел скорее яхтсменов и лоцманов. Каждый из перечисленных названий оставил след в истории эллинской культуры, да и мировой тоже. А вот жемчужиной народной традиции, бесспорно, является Сими.
8. МАКЕДОНИЯ, ФРАКИЯ.
Народной архитектуре северных территорий - Эпира, Македонии, Фракии - свойственны общие черты. Жилье строится в два, нередко в три уровня, с нависающим за пределы пятна застройки верхнего этажа. Эти дома хорошо приспособлены к климату с жарким летом и холодной зимой. Основной строительный материал на севере служит камень в сочетании с деревом.
9. ПИЛИО В ФЕССАЛИИ.
Гористый полуостров Пелион, причудливой формой скорпиона охватывающий залив Пагасетикос, издавна называют родиной кентавров. В рыбацких деревушках, превращающихся зимой в горнолыжные приюты, сохранился свойственный именно этому региону морфотип жилища. Некоторые здания существуют с XVII века и находятся под неусыпным наблюдением архнадзора.
Чартилиди Александр Федорович.
Родился в 1950 г. в Москве, в семье художника.
В 1976 г., (после службы в Группе Советских войск в Германии), закончил
Московский архитектурный институт по специальности «Архитектура жилых и общественных зданий».
В 1970 – 1990 гг. работал в ГИПРОВУЗЕ, МОСПРОЕКТЕ, ГИПРОНИИ АН СССР, где выполнил ряд осуществленных проектов в Москве, Химках, Красногорске, Челябинске, а также во Вьетнаме и Эфиопии.
Член Союза архитекторов СССР, России с 1981 г.
Участник нескольких международных и внутрисоюзных конкурсов,
в том числе:
Студенческий центр «Дарвеница» в Софии, (1972, II премия);
Лучшая постройка года (1984, II премия);
Станция метро «Парк Победы» в Москве (1991, I премия, не осуществлен);
С 1996 по 2002 гг. – зам. Председателя Московского общества греков.
В свободное время занимаюсь живописью, горным туризмом, историей
архитектуры.
Любимые композиторы: Моцарт, Бетховен, Шопен.
Любимый архитектор Ф. Л. Райт.
В настоящее время – главный архитектор проекта в институте «МОСГРАЖДАНПРОЕКТ».
Творческое кредо: « каждый большой архитектор – обязательно большой поэт, он должен быть большим, оригинальным интерпретатором своей эпохи, своего дня, своего времени».
Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта