HCC
RU GR

PRESS RELEASE_13.05.2022_лекция А.Ф. Чартилиди_АРХИТЕКТУРА ГРЕЧЕСКОГО МИРА

Добавлено: 19 мая 2022 г. 11:00

"АРХИТЕКТУРА ГРЕЧЕСКОГО МИРА" – ПЕРЕЗАГРУЗКА

"ΑΡΧΙΤΕΚΤΟΝΙΚΗ του ΕΛΛΗΝΙΚΟΥ ΚΟΣΜΟΥ" – ΕΠΑΝΕΚΚΙΝΗΣΗ

 

Дорогие друзья!

С успехом состоялась в пятницу 13 мая 2022г., в 18:30, в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева»,  в Центре чтения и творческого развития, шестнадцатая лекция цикла "АРХИТЕКТУРА ГРЕЧЕСКОГО МИРА", который читает наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ. Слушатели приобщились к чрезвычайно интересному, познавательному материалу на тему:

 

АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.

часть 1. Судьба античного наследия.

Александр Федорович увлеченно рассказывал интереснейший, насыщенный материал, манера его подачи подлинно заинтересовала аудиторию, задавшую в конце интересные вопросы.

 

Прилагается видеозапись лекции по ссылкам:

https://youtu.be/S199ee_OE7A

http://www.hecucenter.ru/ru/videoarc/13052022_lekciya_af_chartilidi_arhitektura_grecheskogo_mira.html

За дополнительной информацией заинтересованных просим обращаться в Греческий культурный центр по тел. 7084809/10, а также следить за обновлением информации на нашем сайте www.hecucenter.ru

Ниже следует краткая аннотация к лекции.

Цикл лекций записывается на видео и выкладывается на сайте ГКЦ, в рубрике «Видеоархив» http://www.hecucenter.ru/ru/videoarc/

 

Ниже прилагается подробное описание курса лекций А.Ф. Чартилиди:

АРХИТЕКТУРА   ГРЕЧЕСКОГО МИРА

ЦИКЛ  ЛЕКЦИЙ

 

  1. АРХИТЕКТУРА  КРИТО-МИКЕНСКОГО  ПЕРИОДА.

1.  Архитектура эгейского мира и Крита в III - II тыс. до н.э.       

2.  Архитектура Микенского  периода  во   II тыс. до н.э.            

 

 

  1. АРХИТЕКТУРА  АРХАИЧЕСКОГО  ПЕРИОДА (750 - 480 гг до н.э).
    1. Зарождение греческого зодчества. Метрополия.
    2. Архитектура Великой Греции, Малой Азии и островов Эгейского моря.

 

     III.       АРХИТЕКТУРА  КЛАССИЧЕСКОГО  ПЕРИОДА.

  1. Эпоха  расцвета   (480 – 400 гг до н. э).
  2. Архитектура  IV в до н. э. (400 – 323 гг до н. э).

 

     IV.       АРХИТЕКТУРА  ЭПОХИ  ЭЛЛИНИЗМА. (323 гг до н. э – I в.н. э).

  1. Градостроительство. Города и жилище.
  2. Общественные  сооружения.

 

  1. АРХИТЕКТУРА  РИМСКОГО ПЕРИОДА. (I в. н. э. – 330 гг).

 

  1. АРХИТЕКТУРА  ВИЗАНТИИ.

 1.    Ранневизантийская  архитектура.

            2.   Средневизантийская  архитектура.

                 3.   Поздневизантийская  архитектура.

    

  1. АРХИТЕКТУРА    ПЕРИОДА   1453 – 1800 гг                                                

1. Народное зодчество.

           2.   Общественные здания и крепостные сооружения.

 

  1. АРХИТЕКТУРА  НОВОГО  ВРЕМЕНИ ( 1830 – 1920 гг).

 

  1. СОВРЕМЕННАЯ  АРХИТЕКТУРА  ГРЕЦИИ.

1.   Архитектура  1920 -1940 гг. Конструктивизм.

           2.  Послевоенная  архитектура. Новые имена.

           3.  Постмодернизм и  архитектура олимпийских  сооружений.

           4.  На волне современных  течений.

Ждем Вас!!!

5 арх.___.jpg4 арх___.jpg

Следует краткое содержание лекции:

 

ТЕМА  VIII.

АРХИТЕКТУРА  НОВОГО ВРЕМЕНИ (1821 - 1920 гг).

Часть 1.

Судьба  античного наследия.

 

1. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ  1821-1830 гг.

2.  СОСТОЯНИЕ  ПАМЯТНИКОВ АНТИЧНОСТИ.

3. УЧЕНЫЕ  И  МЕССИОНЕРЫ.

 4.  ВРЕМЕНА  ВЕЛИКИХ  ХИЩНИКОВ.                                                                   

5.  ОСУЖДЕНИЕ  СОВРЕМЕННИКОВ.   

6.  ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ.

 7.  СОЗДАНИЕ  НАЦИОНАЛЬНОЙ  АРХЕОЛОГИИ.

 8.  "ПРУССКИЙ  ЭЛЛИНИЗМ".

 

 

1.  Освободительная Революция 1821-1830 гг.

Мы рассматриваем греческую архитектуру XIX века как явление общеевропейского процесса. Начало XIX века в Европе и Америке связано с воплощением в жизнь идей  Просвещения, борьбой с абсолютизмом  и  национально-освободительными  движениями.  В Греции этот процесс связан с образованием независимого государства, впервые единого после Александра Македонского. Процесс этот растянулся более, чем на десять лет: от восстания 1821 года до учреждения столицы в Афинах.

 

2. СОСТОЯНИЕ  ПАМЯТНИКОВ  АНТИЧНОСТИ  С V по XVII в .

 

После опустошительных набегов готов, декретов  имп. Феодосия II, нашествия крестоносцев XIII в. великолепные  произведения прошлого остались  предоставленными сами себе. Самого понятия памятника архитектуры  вплоть до XVIII в. не существовало и к руинам относились, в основном,  как к высококачественному карьерному материалу.

 

3.  УЧЕНЫЕ  И  МИССИОНЕРЫ.

Отдельные сведения о состоянии греческого культурного наследия дошли до нас в обрывочных  описаниях  иезуитских  миссионеров, энтузиастов и  купцов, делавших остановки в Элладе по пути в Порту и Ближний  Восток. Эра великих путешествий в Грецию начинается  только   XVII веке.  Благодаря экспедициям маркиза де Нуантеля,  консула  Жиро, Джеймса Спона мы, например, получили   представление  о состоянии Акрополя  до катастрофического разрушения  1687 г.

 

4. ВРЕМЕНА  ВЕЛИКИХ  ХИЩНИКОВ.

 

В самом начале  XIX  века, когда уход Турции из Эллады  был предрешен, в страну  хлынул поток авантюристов,  антикваров, коллекционеров и любителей половить рыбу в мутном потоке  перемен.  За два десятилетия до освобождения  Греции археология становится уже частью военных кампаний, которые были хорошим прикрытием. С 1799  по 1806 гг. ситуацию в Турции контролировала Англия, и султан ни в чем не мог отказать своему покровителю. Что касается греческого общества, то оно никак не могло противостоять вывозу своих национальных ценностей.

5.  ОСУЖДЕНИЕ  СОВРЕМЕННИКОВ.

Еще до того, как мраморные скульптуры были вывезены из Греции, хищения Эльджина были единодушно осуждены, причем самыми резкими в своих высказываниях были соотечественники лорда и свидетели разграбления: Додуэлл, Гелл  и Кларк. Но самым строгим  судьей Элджина был Байрон, нанесший его репутации смертельный удар в палате лордов.. В своей поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» и  стихотворении «Проклятие Минервы» Элджин представал хищником и осквернителем святынь. Великий английский поэт прежде, чем  стать эллинским героем, погибшем в Мессолонги  в 1824 году, открыл для себя Грецию во время одного из своих путешествий и положил большую часть своего состояния на алтарь Свободы.

 

6. ПЕРВЫЕ  ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. 

 

Первые шаги  Оттона I,  молодого короля, прибывшего в Грецию в 1833 г. были направлены на создание в стране  регулярной армии,  правовой системы в рамках конституционной монархии и финансов.  Большое внимание  уделялось системе народного образования и создания национальных кадров культуры и археологии.  Важнейшей задачей также  становится строительство и восстановление городов.  В первую очередь начались работы в Афинах и его портовом пригороде Пирее.

 

7.  ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.

Градостроительные начинания восходят еще к годам правления Каподистрии. В 1828 г. в Грецию возвращается учившийся в Берлине греческий архитектор и градостроитель Стаматис Клеантис (1802-1862) и его сокурсник  -  немецкий зодчий  Э. Шауберт. Уже в 1831-1833 гг они создают новый генеральный план  Афин.  Воображению двух юных друзей представилась идеальная столица во всем великолепии  классической трехлучевой системы.

 

8.   УСПЕХИ НАЦИОНАЛЬНОЙ  АРХЕОЛОГИИ.

Археологическая служба, которую возглавил в 1834 г Людвиг Росс, положила начало системному изучению и восстановлению памятников. в 1834  Лео фон Кленце реставрирует одну из колонн  Парфенона;  уже в 1835 г Акрополь открывается для посетителей, которые впервые увидели возрожденный  храм Ники Аптерос.  В 1837 г под редакцией греческих исследователей  Рангависа  и  Питтакиса  выходит первый национальный археологический журнал  Ephemeris Archailogiki.

 

9.  "БАВАРСКИЙ  ЭЛЛИНИЗМ"

Начавшееся  во второй половине XVIII в. массовое  увлечение в Европе греческой культурой и формирование богатейших коллекций  глиптики привело  к появлению уже в 20-х годах XIX века самостоятельного течения в архитектуре, основанного  на  канонах  классического "золотого века" времен Перикла. Уходят в прошлое не только  барокко и ренессанс, но и "родная" готика.  Важную роль в прививке нового вкуса сыграла    деятельность  Людовика I Баварского и его приемников - филэллинов. В невиданных ранее масштабах проходила реализация на немецких землях концепции эллинского классицизма.

 

 

 

https://lh4.googleusercontent.com/-_U2W3keIzHs/AAAAAAAAAAI/AAAAAAAAABc/LOZDxeM7GiE/photo.jpghttp://www.hecucenter.ru/old/rus/vnt/Chartilidi28November/Snapshot(9).JPG   

 

Чартилиди  Александр  Федорович.  

 

Родился в 1950 г. в  Москве, в семье художника.

 

В 1976 г., (после службы в Группе Советских войск в Германии), закончил 

Московский  архитектурный институт по специальности  «Архитектура жилых  и общественных зданий».

В 1970 – 1990 гг. работал в ГИПРОВУЗЕ,  МОСПРОЕКТЕ,  ГИПРОНИИ АН СССР, где выполнил ряд осуществленных проектов в Москве, Химках, Красногорске, Челябинске, а также во Вьетнаме и Эфиопии.

Член Союза архитекторов СССР, России с 1981 г.

Участник нескольких международных и внутрисоюзных конкурсов,  в том числе:

Студенческий центр «Дарвеница» в  Софии, (1972,  II премия);

Лучшая постройка года  (1984, II премия);

Станция метро «Парк Победы» в Москве  (1991,  I премия, не осуществлен);

С 1996 по 2002 гг. – зам. Председателя  Московского общества греков.

В свободное время занимаюсь живописью, горным туризмом,  историей архитектуры.

Любимые композиторы:  Моцарт, Бетховен, Шопен.

Любимый архитектор  Ф. Л. Райт.

В настоящее время – главный архитектор проекта  в институте «МОСГРАЖДАНПРОЕКТ».

Творческое кредо:  « каждый большой архитектор – обязательно большой поэт, он должен быть большим,   оригинальным  интерпретатором своей эпохи, своего дня, своего времени».

Вернуться в основной раздел

Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта

Обратная связь