HCC
RU GR

Древнегреческие и римские истоки рождественских традиций

Добавлено: 26 декабря 2024 г. 11:35

Праздники и традиции всегда были неотъемлемой частью человеческой жизни. В течение многих столетий западные календари основывались на христианской хронологии и традициях. Однако многие из этих традиций уходят корнями в Древнюю Грецию и Рим. Об этом свидетельствуют многие ритуальные практики, включая и рождественские обычаи.

 

Зимнее солнцестояние.

Распространено мнение, что христианство интегрировало в себя языческие праздники, предварительно переделав их суть и содержание в соответствии с новым религиозным контекстом. В частности, большинство исследователей полагают, что Рождество играло роль замены языческим празднованиям зимнего солнцестояния; рождение Христа не имеет точной даты в Библии, и, основываясь на описаниях Рождества, крайне маловероятно, что оно произошло в середине зимы.

Таким образом, считается, что дата 25 декабря была выбрана, чтобы совпасть с датой зимнего солнцестояния в римском календаре. Были предположения, что данная дата была выбрана, потому что она совпадала с предыдущим римским праздником под названием Die Natalis Solis Invicti, что означает день рождения Непобедимого Солнца. Sol Invictus был официальным богом солнца поздней Римской империи. Римский император Аврелиан сделал свой культ официальной религией 25 декабря 274 г. н. э. Стоит отметить, что в Евангелиях фигура Христа часто сравнивается с солнцем, например, в гимне Захарии (Луки 1:78, 79) и как «свет, сияющий во тьме» (Иоанна 1:5).

 

Крония и Сатурналия.

Другие праздники, которые, как полагают, оказали непосредственное влияние на празднование Рождества и Нового года, — это греческие Крония и римские Сатурналии.

Древний афинский праздник Крония проводился в 12-й день Гекатомбеона, первого месяца аттического календаря. Он совпадал с серединой лета и чествовал бога-отца Кроноса (Кронуса), считавшегося покровителем урожая. Хотя он отмечался летом, он оказал большое влияние на знаменитый и самый популярный римский праздник Сатурналии, посвященный Сатурну, римскому эквиваленту Кроноса. Праздник Сатурналий изначально отмечался 17 декабря, но позже был продлен до трех и в конечном итоге до семи дней (до 23 декабря). Вместо времени сбора урожая римская версия праздника фактически была связана с сезоном зимнего сева.

Афинская Крония была государственным праздником, который длился всего один день, но его чтили даже рабы, которые сидели за одним столом со своими хозяевами, чтобы насладиться плодами своего тяжелого труда. Он также включал подношения, особенно фруктов и хлеба. Сатурналии также были государственным праздником, связанным с обменом небольшими подарками, такими как свечи, восковые модели фруктов и восковые статуэтки; в период празднования рабы были освобождены от своих обязанностей и могли принимать участие в оживленном пиршестве.

Люди также украшали свои дома вечнозелеными ветвями и веточками омелы, символа вечной жизни, а также любви и мира. Многие считают данную традицию предшественницей традиции украшать жилища рождественскими венками, украшениями из омелы и даже традиции рождественской елки.

 

Культ Диониса.

Изображение выглядит как текст, картина, искусство, Изобразительное искусствоАвтоматически созданное описание

Еще одна фигура, традиционно связанная с Иисусом Христом, — греческий бог Дионис и его римский эквивалент Вакх. Дионис был богом вина, сбора винограда, празднеств и театра. Данная связь объясняется легендой о воскрешении Диониса. Дионис — архетипическое умирающее и воскресающее божество, и многие ученые указывали на его общие черты с Иисусом Христом.

 

Параллели также проводились относительно связи Иисуса и Диониса с вином: напиток часто используется как символ в Евангелии, а превращение воды в вино является повторяющейся темой в аллегориях, касающихся Иисуса и Диониса.

Хотя самым крупным и известным фестивалем, связанным с культом Диониса, была «Городская Дионисия», также известная как Великая Дионисия, которая проходила весной (некоторые из ее традиций все еще сохранились в Апокриесе, греческом карнавале), самым древним считается «Сельская Дионисия», которая проводилась в месяце Посейдона, соответствующем второй половине декабря и первой половине января, и, таким образом, охватывающем зимнее солнцестояние. Фестиваль был посвящен выращиванию винограда и включал в себя подношения хлеба и фруктов, винопитие, пение и танцы. Поскольку различные города Аттики проводили свои фестивали в разные дни, зрители могли посетить более одного фестиваля за сезон.

 

Пианопсии.

Изображение выглядит как картина, одежда, женщина, мифологияАвтоматически созданное описание

Праздник Пианопсии (или Пианепсии) проводился в Афинах в честь Аполлона, бога света, исцеления и музыки, в месяце Пианепсии (октябрь/ноябрь), который и получил свое название в честь праздника. Пианепсия означает «тушение бобов», что означало священное подношение густого рагу из бобов храму Аполлона в честь осеннего урожая. Люди также благодарили бога подношением лаврового листа или ветви оливы, связанной пурпурной или белой лентой и украшенной свежими фруктами и небольшими пирожными, приготовленными с медом, маслом и вином. Ветвь поливали вином и несли в процессии поющим мальчиком к храму Аполлона, где ее подвешивали у ворот. Согласно некоторым источникам, двери домов украшались аналогичным образом. Эта традиция также считается предшественником рождественских украшений.

 

Санта-Клаус и Святой Василий.

Возможно, фигура, наиболее связанная с рождественским фольклором во всем мире, — это Санта-Клаус. Современное изображение Санты как веселого белобородого человека, несущего подарки для детей, основано на слиянии нескольких различных (в основном европейских) традиций, черпая вдохновение из британского и германского фольклора. Однако, прежде всего, он связан с исторической фигурой Святого Николая.

 

Настоящий Святой Николай Мирликийский (270–343) был ранним христианским епископом греческого происхождения из города Миры в Малой Азии во времена Римской империи. Он был также известен как Николай Чудотворец, который, как считалось, совершил много чудес. Во многих странах его почитают как покровителя моряков, торговцев, раскаявшихся воров, детей и студентов. Во многих легендах о нем говорится, что он помогал бедным и нуждающимся, особенно тайно раздавая подарки.

 

В греческой традиции роль бородатого старика, приносящего подарки, играет как Святой Василий, а не Святой Николай; поэтому считается, что он приносит подарки в Новый год, который в Греции также является праздником Святого Василия. Василий Кесарийский, также называемый Святым Василием Великим (330–379), был известным и влиятельным богословом и епископом Кесарии Мазаки в Каппадокии, Малая Азия. Василий был известен своей щедростью по отношению к обездоленным. Он раздавал еду бедным во время голода, следующего за засухой, и раздавал свое личное семейное наследство бедным в своей епархии.

В первый день Нового года греческие семьи подают василопиту. Название данного блюда включает слово «король», и оно должно было получить свое название от Святого Василия (по-гречески имя Вассилиос означает королевский, царственный). Хотя он называется пирогом (пита), он состоит из простого сладкого хлеба, обычно круглого. В хлебе спрятана монета, и считается, что тот, кто ее найдет, будет иметь удачу в этом году. Считается, что Василопита также происходит от праздника Крония и его римского эквивалента Сатурналии.

 

 

Источник: https://greekcitytimes.com/2024/12/24/greek-and-roman-christmas/.

 

МЫ ВМЕСТЕ !!! МЫ – ЕДИНЫЙ МИР !!!

ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ, МОЩНЕЕ, ВМЕСТЕ мы ДУХОВНО БОГАЧЕ и, на самом деле, СЧАСТЛИВЕЕ !!!

 

ГРЕЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР - ГКЦ !!!

АКТИВНОСТЬ - ПОСТОЯНСТВО - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ВЕРНОСТЬ – ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ !!!

или когда

ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАЮТСЯ ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ !!!

 

ГРЕЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР !!!

ПОЛЕЗНАЯ  АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ !!!

Вернуться в основной раздел

Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта

Обратная связь