Греческий Культурный Центр – ГКЦ (www.hecucenter.ru ) рад препроводить актуальную информацию о современных, текущих событиях, в современной истории и жизни России и Греции:
30 января Православная Церковь чтит память Трех Святителей !!!
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Три Святителя жили в IV-V веках, в период столкновения двух традиций – языческой и христианской и были свидетелями мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Трем Святителям пришлось проповедовать христианство в достаточно сложное время. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в том числе и в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в религии гедонизма, в чистой умозрительной неоплатонической философии.
Три Святителя проповедовали новую религию, принимали участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковали Священное Писания, активно занимались общественной деятельностью, возглавляли епископские кафедры Византийской империи.
Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке была заложена традиция отмечать общий праздник Трех Святителей. История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.
С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется служба трём святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), содержащий правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».
Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина, ещё одним братом — отшельник Навкратий. Мать Василия — преподобная Эмилия Кесарийская. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где пять лет (350—355)[6] обучался в школе риторов Проэресия. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий язычник-император Юлиан Отступник.
По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам. В конце 350-х годов, после смерти Навкратия, под влиянием сестры Макрины (будущей игуменьи) ставшего аскетом, сам крестился и начал более аскетичную жизнь. Вместе со своим другом Григорием Богословом поселился на семейных землях в Понте, где они изучали труды Оригена. В 356 или 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие в Сирию и Египет (Фиваида),после чего возобновил аскетическую практику. В 357 году был поставлен во чтецы, после чего оставаясь в Понте, начал активно участвовать в жизни церкви. В 360 году в качестве чтецасопровождал каппадокийских епископов на Собор в Константинополь.
Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей.
В 364 году Василий был рукоположён во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда тяготел.
В 365 году Василий вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.
Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха Антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианства.
Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января(12 февраля) — Собор трёх святителей.
Поскольку жизнь Григория детально освещена в его собственных сочинениях (особенно в поэме «De Vita sua»), исследования и изложения его биографии отчасти находятся под влиянием его собственных текстов.
Происходил из богатой семьи провинциальных каппадокийских аристократов (куриалов). Его отец, Григорий Старший (святитель), был обращён женой Нонной в христианство из общины гипсистариан (точное содержание вероучения данной секты неизвестно, но, вероятно, оно включало в себя языческие и иудейские элементы). Около 329 г. Григорий Старший был рукоположен в епископы г. Назианз. В их браке родилось трое детей: дочь Горгония (около 326) и сыновья Григорий (около 330) и Кесарий (около 332).
Григорий получил хорошее образование дома и в столице области – Кесарии Каппадокийской, также в целях образования путешествовал в Кесарию Палестинскую и Александрию. Во время плавания из Александрии в Афины (348) его корабль попал в сильный шторм, и Григорий едва не погиб; это потрясение подтолкнуло его к решению посвятить себя Богу. По прибытии в Афины принял крещение. В Афинах провёл 10 лет, обучаясь под руководством наиболее выдающихся риторов своего времени (например, Имерия и Проэресия), и стал одним из самых образованных людей эпохи. Некоторое время учился вместе с Василием Великим и будущим императором Юлианом Отступником. Помимо прекрасного знания самых разнообразных прозаических произведений, обладал глубокими познаниями в античной поэзии, которое отразилось в его собственных стихах.
По возвращении Григория домой (361) отец рукоположил его во пресвитера. 10 лет он помогал отцу и участвовал в церковной жизни Кесарийской митрополии. В этот период скончались брат (368) и сестра (369) Григория. Его брат Кесарий также получил блестящее образование, был врачом при императорском дворе и затем занимал ряд высоких должностей: перед кончиной он был хранителем императорской казны. Сестра Горгония вышла замуж за местного высокопоставленного военного чиновника из аристократической семьи куриалов Алипия и имела в браке троих детей.
В 372 г. епископ Кесарии Каппадокийской Василий – друг Григория и его соученик в Афинах – рукоположил его в епископа Сасим; Сасимы представляли собой не город, а небольшое селение на перекрёстке нескольких дорог. Василию было необходимо увеличить число верных ему епископов для сохранения влияния на территории Каппадокии. Однако Григорий не захотел вступить в права епископства в Сасимах и вместо этого после краткого пребывания в пустыне вернулся в Назианз, где помогал престарелому отцу как викарный епископ. В 374 г. умер отец Григория, а спустя несколько месяцев – мать. Три последующих года он провёл в женском монастыре первомученицы Феклы в Селевкии Исаврийской.
В конце 379 г. по поручению, по-видимому, Антиохийского собора 379 г. Григорий отправился в Константинополь, чтобы поддержать общину, продолжавшую традицию Никейского (I Вселенского) собора 325 г.
По прибытии в Константинополь Григорий совершал богослужения в небольшом домовом храме. В 379–380 гг. произнёс в Константинополе ряд проповедей, в которых обосновывал основные положения учения о Троице. Главные из них – «Пять слов о богословии» (Or. 27–31) – стали ключевыми текстами на эту тему для последующей традиции. В этот период в Константинополь приезжал Иероним Стридонский, чтобы учиться у Григория. Успехи проповеди Григория вызвали агрессию со стороны его оппонентов; на него было совершено несколько покушений. В 380 г. произошёл другой конфликт – египетские епископы попытались поставить епископом Константинополя Максима Киника, с которым Григорий сначала был дружен, не ожидая такого поворота событий. Основанием для непризнания статуса Григория со стороны Александрии и позднее Западной церкви было 15-е правило Никейского собора, запрещающее переход епископа с одной кафедры на другую, которое сам Григорий считал при этом устаревшим.
Конфликты были прекращены с приездом в Константинополь императора Феодосия I Великого, который лично ввёл Григория в главный храм города. Его противники были изгнаны из города, а церкви переданы последователям никейского вероучения.
В 381 г. император созвал общевосточный собор, который на краткое время возглавил Григорий (Константинопольский собор 381, позднее названный II Вселенским; см.: Антонов. 2020). Однако неоднозначность его канонического положения, конфликты относительно юрисдикции и отсутствие консенсуса по вопросам вероучения вынудили его оставить собор и кафедру Константинополя.
Григорий вернулся в родной Назианз; за 7 лет, прошедших со дня кончины Григория Старшего, в городе так и не был избран новый епископ. Григорий временно взял руководство кафедрой на себя, пока в 384 г. на неё не был назначен Евлалий, родственник и друг Григория. После этого Григорий пребывал в родном поместье на покое вплоть до своей смерти около 390 г. Со времени отъезда с собора и до конца жизни, несмотря на тяжёлую болезнь, вёл активную литературную деятельность; в сочинениях, созданных в этот период, Григорий стремился оправдать свою деятельность на Константинопольской кафедре и (косвенным образом) отстоять свою позицию во внутрицерковных конфликтах вокруг Константинопольского собора. В этот период он закончил ранее начатые произведения и, по-видимому, объединил предшествующие труды в целостные собрания.
Происходил из богатой семьи; отец Иоанна Златоуста, занимавший крупный военный пост, скончался, когда сыну не исполнилось и двух лет. Овдовевшая в очень молодом возрасте мать Иоанна Златоуста, Анфуса, не стала вторично выходить замуж и отдала все силы христианскому воспитанию сына. Иоанн Златоуст получил блестящее светское образование под руководством знаменитого ритора Ливания и философа Андрагафия, затем вместе с Феодором (будущим епископом Феодором Мопсуестийским) изучал Священное Писание и христианское богословие в монастырском училище недалеко от Антиохии под началом пресвитера Диодора (впоследствии епископа Диодора Тарсского) и его помощника Картерия.
Около 368 г. Иоанн Златоуст принял крещение от святителя Мелетия Антиохийского, в 371 г. был поставлен в чтецы. После смерти матери (вероятно, в 372) он удалился из Антиохии на гору Сильпий, где стал монахом и провёл около 6 лет в строгом подвижничестве сначала под руководством некоего сирийского старца, а затем один в затворе в горной пещере. В связи с ухудшением здоровья зимой 378/379 г. был вынужден вернуться в Антиохию. Около 381 г. святителем Мелетием Антиохийским рукоположен в диаконы; около 386 г. епископом Флавианом Антиохийским– в пресвитеры. В течение своего священнического служения Иоанн Златоуст снискал славу талантливейшего проповедника и пастыря. Во время восстания в Антиохии в 387 г., вызванного повышением налогов, оставался в городе, вёл активную проповедь среди жителей о силе и важности христианского смирения.
В 397 г., после кончины архиепископа Константинопольского Нектария (381–397), по приказу императора Аркадия Иоанн Златоуст против своей воли был доставлен в Константинополь, где рукоположен в епископы и поставлен на Константинопольскую кафедру. Став архипастырем, он уделял особое внимание нравственному состоянию столичного духовенства, обличал придворные круги за распущенность, сребролюбие и лукавство. Средства, предназначавшиеся для архиерейского двора, Иоанн Златоуст использовал на содержание нескольких больниц и двух домов для паломников.
Неприязнь к Иоанну Златоусту столичной знати и лично императрицы Евдоксии, борьба разных партий в среде высшего византийского духовенства, а также оппозиция святителю в среде малоазийского и египетского епископата, белого духовенства и константинопольского монашества стали причинами его скорого низложения. В 403 г. собор, созванный в предместье Халкидона, в котором участвовали епископы, враждебно настроенные к Иоанну Златоусту (в том числе Феофил Александрийский, Акакий Верийский, Севериан Гавальский, Антиох Птолемаидский), и куда Иоанн Златоуст отказался явиться, предъявил ему список различных обвинений и лишил кафедры. Иоанн Златоуст был выслан из Константинополя. Однако вспыхнувшие народные волнения принудили императора отменить решение о высылке и возвратить Иоанна Златоуста на кафедру. В апреле 404 г. последовал императорский указ о новой ссылке Иоанна Златоуста якобы за самовольное занятие кафедры после вынесенного соборного прещения; в июне 404 г. святитель был отправлен в Кукуз (Малая Армения), через 3 года – в Питиунт (ныне Пицунда, Абхазия), на пути в который скончался от болезни. Традиция почитания места смерти Иоанна Златоуста существует и в Абхазии.
Источники:
https://pravoslavie.ru/40001.html
https://bigenc.ru/c/ioann-zlatoust-75a3fd
https://bigenc.ru/c/grigorii-bogoslov-586cad
https://ru.wikipedia.org/wiki/Отцы_Церкви
МЫ ВМЕСТЕ !!! МЫ – ЕДИНЫЙ МИР !!!
ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ, МОЩНЕЕ, ВМЕСТЕ мы ДУХОВНО БОГАЧЕ и, на самом деле, СЧАСТЛИВЕЕ !!!
ГРЕЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР - ГКЦ !!!
АКТИВНОСТЬ - ПОСТОЯНСТВО - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ВЕРНОСТЬ – ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ !!!
или когда
ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАЮТСЯ ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ !!!
ГРЕЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР !!!
ПОЛЕЗНАЯ АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ !!!
Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта