Греческий Культурный Центр – ГКЦ (www.hecucenter.ru ) рад препроводить актуальную информацию о современных, текущих событиях, в современной истории и жизни Греции:
Пять классических романов, вдохновленных древнегреческими мифами, которые должен прочитать каждый !!!
Отплытие Улисса из страны феаков. Как классические романы вдохновлялись древнегреческим мифом?
В какой-то момент большинство из нас сталкивалось с романами, которые считаются «классикой» — теми вечными, вечными произведениями, которые передавались нам сквозь века и продолжают находить отклик у читателей разных поколений. Они сформировали не только нашу литературу, но и то, кем мы являемся и как мы видим мир. Корни классической традиции уходят далеко в Древнюю Грецию , с эпическими поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея» , а также древнегреческими мифами в целом, которые определили некоторые классические романы.
На протяжении столетий бесчисленное множество авторов черпали вдохновение в древнегреческой мифологии, чтобы сочинять свои собственные прорывные произведения. Мифы о двенадцати богах и других персонажах, таких как Одиссей, Геракл , Прометей и Эрос, будоражили воображение как классических, так и современных писателей от Джеймса Джойса до противоречивого Оскара Уайльда. Вот несколько классических романов, основанных на древнегреческих мифах, которые каждый должен прочитать хотя бы раз в жизни.
Так что же представляют собой эти пять классических романов, вдохновленных греческими мифами?
Джеймс Джойс считается одним из величайших ирландских романистов всех времен, и его восхищение творчеством Гомера имеет глубокие корни. Он особенно восхищался Одиссеем, которого считал одной из самых всесторонних и сложных фигур в литературе. Путешествие Одиссея , который провел десять лет в опасности по пути домой в Итаку после Троянской войны, вдохновило Джойса на роман 1922 года «Улисс» , название которого представляет собой латинизированную форму имени Одиссей.
«Улисс» разворачивается в течение одного дня в Дублине, следуя за жизнью трех персонажей. В знак уважения к «Одиссее » роман структурирован в эпизоды , каждый из которых назван в честь ключевого момента в эпосе Гомера, с такими названиями, как «Калипсо», «Пожиратели лотоса», «Циклоп», «Цирцея», «Пенелопа» и «Итака» среди прочих.
Джойс искусно проводит метафорические параллели между своими персонажами и персонажами из «Одиссеи» , а также ссылается на ключевые события. Главный герой, Леопольд Блум, является современной версией Одиссея, в то время как его жена, Молли Блум, отражает Пенелопу. Эту картину завершает Стивен Дедал, который является аналогом сына Одиссея, Телемаха. Как и во многих работах Джойса, «Улисс» исследует темы ирландского национализма и сложных отношений с британским правлением, смешивая политику с древним мифом. Этот синтез делает роман Джойса как личным, так и универсальным произведением искусства.
Полное название романа Мэри Шелли 1818 года « Франкенштейн, или Современный Прометей » не случайно. Шелли черпала вдохновение в образе Прометея из « Прометея прикованного » Эсхила и «Метаморфозы » Овидия . В «Франкенштейне» она переосмысливает этот древний миф через призму викторианской готики.
Frankenstein — это Виктор Франкенштейн, страстный и игривый молодой ученый, который оживляет разумное существо в своей лаборатории. Этот новаторский акт создания жизни из ничего отражает миф о Прометее , который бросил вызов олимпийским богам, украв огонь, чтобы отдать его человечеству, тем самым дав им силу для создания цивилизации.
Но намек Шелли на миф о Прометее на этом не заканчивается. Она также отражает наказание, нанесенное Прометею в судьбе Виктора. В греческой мифологии Зевс осудил Прометея на вечные муки, приковав его к скале, где орел каждый день пожирал его печень, которая затем за ночь восстанавливалась.
Точно так же Виктор оказывается в ловушке цикла мучений и вины, неустанно преследуемый тем самым существом, которое он вызвал к жизни. Эта параллель между мифом и современной трагедией делает Франкенштейна одним из величайших произведений готической литературы.
Миф о Прометее, как полагают, послужил источником вдохновения для классического романа «Франкенштейн».
«Портрет Дориана Грея» ирландского автора Оскара Уайльда рассказывает историю тщеславного, гедонистичного молодого человека, чья одержимость красотой заставляет его продать душу за вечную молодость. Его друг, художник Бэзил Холлуорд, рисует портрет Дориана, который таинственным образом становится старше и более развращенным — отражая его грехи — в то время как сам Дориан остается нетронутым временем.
Эта идея тщеславия может показаться знакомой: сочиняя свой роман, Уайльд черпал вдохновение из древнегреческого мифа о Нарциссе . В этом мифе Нарцисс, охотник, которым восхищались за его красоту, отвергал всех, кто искал его любви. В конечном итоге он был пленен своим собственным блестящим отражением в луже воды, не подозревая, что это был всего лишь образ его самого. Очарованный собственной красотой, Нарцисс увял, глядя на воду, и в конце концов утонул.
Дориана Грея можно рассматривать как Нарцисса викторианской эпохи, поглощенного собственным тщеславием. Его одержимость своим портретом в конце концов стала его погибелью и привела к трагическому падению. Миф о Нарциссе, который отражается в творчестве Уайльда, сегодня кажется более актуальным, чем когда-либо, и эта классика, безусловно, содержит несколько ценных уроков.
Эхо и Нарцисс (1903) Джона Уильяма Уотерхауса. Миф о Нарциссе в некоторой степени вдохновил на создание персонажа Дориана Грея из классического романа Оскара Уайльда.
Автобиография Рэда , Энн Карсон
Более «современная» классика, Autobiography of Red — стихотворный роман, опубликованный в 1998 году автором, эссеистом и профессором Энн Карсон. Вдохновением для него послужил миф о Геракле и его десятом подвиге, где он должен отобрать скот у трехтелого великана Гериона. В греческой мифологии Герион изображается как гигант в чудовищной форме, внук Медузы и племянник Пегаса.
В своем романе Карсон предлагает свежую, метафорическую интерпретацию мифа. Герион изображен как «чудовищный» юноша, который терпит издевательства со стороны своего старшего брата, находит утешение в фотографии и заводит роман с молодым человеком по имени Геракл.
Переосмысление Карсон показывает, как писатель, хорошо разбирающийся в древней мифологии, может преобразовать эти истории в нечто свое, критическое и обоснованное, что находит огромный отклик у современных читателей.
5. «Пока мы лиц не обрели» , К. С. Льюис
«Пока мы лиц не обрели» — роман 1956 года К. С. Льюиса, автора «Хроник Нарнии» . Он основан на двух малоизвестных персонажах греческой мифологии: Эроте, боге любви, и Психее, богине души. Льюис в частности переосмысливает древнюю историю о Купидоне (римском аналоге Эрота) и Психее, рассказанную Апулеем во II веке нашей эры, меняя ее перспективу.
Роман пересказывает миф об Амуре и Психее глазами старшей сестры Психеи, Оруаль. В отличие от древнего мифа, в котором сестры Психеи изображены завидующими ее отношениям с Эросом, обманывающими сестру и заставляющими ее предать его, Льюис дает Оруаль убедительный голос. Она открыто обвиняет богов и пытается спасти Психею, которую принесли в жертву «Богу горы».
Оруал рассказывает историю так, как она «действительно» произошла, бросая вызов изначальному мифу. Таким образом, Льюис показывает, как повествование, подобное его, может изменить смысл мифа.
Автор материала - Димитра Гкатзелаки.
Источник:
https://greekreporter.com/2025/05/09/five-classic-novels-ancient-greek-myths-inspiration/
Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта