Рождество и празднование двенадцати сопутствующих ему дней являются важными торжествами не только для Православия, но и для культурных традиций эллинов, поскольку сопровождаются различными характерными обычаями. Для греческого народа неразрывно связаны три компонента Рождества: религиозный дух, национальные традиции и адаптация к потребностям повседневной жизни.
Со старинными обычаями и традициями, выдержавшими испытание временем, готовится Греция приветствовать рождение Иисуса Христа, первый день Нового года и Крещение. С происшедшими изменениями в образе жизни некоторые старинные обычаи были утеряны, однако несколько местных традиций сохранились и сегодня придают особый колорит и уникальность рождественским праздничным дням.
Обычай Христова дерева
В украшении елки заключается суть Рождества и для детей, и для взрослых. В Греции «прародителем» новогодней елки является Христово дерево – Христоксило, представлявшее собой крепкий и толстый обрубок груши или черешни (в северной Греции для этих целей использовалась сосна или олива). Зачастую дерево срубалось с лета и хранилось специально для Рождественской ночи.
В канун Рождества, когда вся семья собиралась вокруг очага жилища, хозяин дома клал Христоксило в камин и зажигал его с пожеланием продержаться в течение всех двенадцати праздничных дней – от Рождества Христова до Крещения. Огонь должен был поддерживаться постоянно по двум причинам: во-первых, чтобы согревать Деву Марию и Христа в холодной пещере Вифлеема, а во-вторых, чтобы защитить дом от гоблинов – злых и хитрых демонов, бродивших по земле в период Рождества.
Прежде чем зажечь полено, хозяйка каждого дома стремилась очень тщательно прибраться, уделив большое внимание камину: в нем не должно было остаться ни следа старого пепла. На острове Хиос, когда хозяин приносил в дом Христоксило, полено размещали посреди комнаты и украшали миндалем и грецкими орехами, прежде чем положить в камин. По окончании праздников домохозяйка разбрасывала пепел от сожженного Христова дерева вокруг дома, конюшни и в поле – он должен был защитить усадьбу от всякого зла.
Кормление источника
Еще одна необычная традиция – так называемое «кормление источника», совершаемое вскоре после полуночи в канун Рождества. На рассвете шли девушки к ближайшему к деревне источнику, чтобы украсть «безмолвную воду», названную так, поскольку по пути к роднику никто не должен был произнести ни слова. Девушки обильно смазывали источник медом, желая, чтобы в Новом году вода его была сладка как мед. Они также «кормили» источник маслом, хлебом, сыром, бобовыми, маслинами и другими деликатесами, чтобы предстоящий урожай был богатым. Считалось, что наибольшая удача достанется той девушке, которая подойдет к источнику самой первой. Затем девушки бросали в родник три камушка и возвращались домой с «украденной» водой – опять же в безмолвии. Никто не должен был заговаривать до тех пор, пока от принесенной воды не отопьют все домочадцы. Остатки «безмолвной» воды разбрызгивались по всем углам дома.
Христопсомо – Рождественский хлеб
Из всех рождественских обычаев, пожалуй, самым распространенным в Греции является изготовление рождественского хлеба. Его замес всегда считался священной работой, и домохозяйки вымешивали и выпекали тесто с большой заботой и преданностью, зачастую используя специальные дрожжи, согласно некоторым рецептам содержавшие высушенный базилик. Женщины острова Крит, а также большинства регионов Греции, при выпечке использовали наиболее изысканные продукты: мелко просеянную муку, розовую воду, мед, орехи, корицу и гвоздику. В процессе приготовления женщины приговаривали: «Христос рождается, огонь загорается, тесто подходит». Из половины теста изготавливали большую петлю, в то время как из другой половины формировали крест, который помещался в центр и украшался посредине целым грецким орехом. Остальная поверхность Рождественского хлеба разукрашивалась разнообразными узорами в виде листьев, цветов, фруктов, птиц, формировавшихся с помощью ножа и вилки. Эти узоры носили символический характер и указывали на то, чем занимались в хозяйстве, например, они могли изображать стога сена, волов, фермерские плуги, овец и их пастуха.
В разных частях Греции Рождественский хлеб имел различные формы, однако его обязательным и важнейшим компонентом всегда считался крест. Вокруг креста добавлялись самые разные декоративные украшения, символизировавшие надежду на обильный урожай и процветание. В некоторых регионах в середину Рождественского хлеба помещали неокрашенное яйцо, символизировавшее плодородие. Благословенный Рождественский хлеб представлял собой основу каждого праздничного стола.
В Итаке Рождественский хлеб выпекали продолговатой формы – он напоминал запеленатого Христа, в то время как в некоторых районах Драмы на большой круглый хлеб помещался другой меньшего размера. Большая коврига символизировала пещеру Вифлеема, а маленькая – самого младенца Христа. Очень характерно и символично, что саракацаны (этническая группа горных регионов Греции) выпекали специальный Рождественский хлеб для своих коз. В целом, в ряде районов скоту полагалась своя часть Рождественского хлеба – этой традиции, например, придерживались в Касторье, где для скота выпекали специальные ковриги с изображениями животных и сельскохозяйственных орудий. Однако даже в тех регионах, где для скота особый хлеб не пекли, сельские жители делились своим хлебом с домашними животными, чтобы и они получили Христово благословение.
Автор статьи: Нина Тесленко
Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта