Греческий Культурный Центр – ГКЦ (www.hecucenter.ru ) рад препроводить актуальную информацию о вечно актуальных, вневременных, общечеловеческих сюжетах и истинах бездонной глубины Греческой Литературы, Мирового Наследия Общечеловеческой Культуры:
Определение трагедии по Аристотелю на примере пьесы Софокла «Царь Эдип» !!!
Аристотель в своей «Поэтике» дает основное определение трагедии как «подражание серьезному действию, которое завершено и обладает определенной величиной». Трагедия, по мнению философа, имеет целью вызвать у зрителей катарсис — очищение и эмоциональную разрядку посредством страха и сострадания».
Греческий Культурный Центр – ГКЦ предлагает Вам рассмотреть это определение на примере пьесы Софокла «Царь Эдип», которая служит образцом трагедии и наглядно иллюстрирует философские идеи Аристотеля.
«Ἔστιν οὖν τραγωδία μίμησις πράξεως, - Трагедия как поэтический жанр воспроизводит действие, изображая действительность. Но это воспроизведение не зависит от внешних факторов, а представляет собой свободное изображение элементов действительности с тенденцией к их разукрашиванию, к вневременному символизму и к передаче вечно актуальных посылов.
σπουδαίας καὶ τελείας, μέγεθος ἐχούσης, ἡδυσμένῳ λόγῳ - Воспроизводимое действие должно быть серьезным, значимым и законченным. Оно должно составлять единое целое, то есть иметь начало, развитие и завершение. Используемая в трагедии речь должна быть ритмичной, мелодичной и гармоничной.
χωρὶς ἑκάστῳ τῶν εἰδὼν ἐν τοῖς μορίοις, - В зависимости от уместности, в трагедии применяются различные речевые приемы. В драматических сценах звучит эпическая и драматическая речь, а лирические слова произносятся тогда, когда это позволяет сделать содержание произведения.
δρώντων καὶ οὐ δι' ἀπαγγελίας, - Действующие лица трагедии проживают происходящее на сцене. При этом они находятся в движении, а не просто пересказывают автора или ведут свой рассказ неподвижно.
δι' ἐλέου καὶ φόβου περαίνουσα τὴν τῶν τοιούτων παθημάτων κάθαρσιν» - Трагедия пробуждает в душе зрителя сопереживание, сострадание, сочувствие к страдающему герою, который движим благородными побуждениями, и карается за совершенный не по своей вине грех. Одновременно трагедия порождает в душе зрителя страх не оказаться в подобной ситуации. В итоге восстанавливается моральный порядок, а душа зрителя умиротворяется и очищается.
Аристотель, 384 – 322 до н.э.
Аристотель выделяет важность сюжета как основного элемента трагедии. Сюжет «Царя Эдипа» строится вокруг предопределенной судьбы, что соответствует концепции фатализма, присущей греческой трагедии. Эдип, не зная о своем истинном происхождении, стремится избавить Коринф от чумы, но в итоге обнаруживает, что сам является причиной этой беды. Поворотный момент в сюжете, когда Эдип понимает, что убил своего отца и женился на матери, является кульминацией трагедии, вызывая у зрителей сильные эмоции.
Сюжет «Царя Эдипа» также подходит принципам Аристотеля о «правильной цепочке событий». Пьеса демонстрирует причинно-следственные связи; каждое действие персонажей ведет к неизбежному результату. Ошибка Эдипа (гибель своего отца) и его стремление к истине приводят к катастрофическим последствиям. Это соответствует фатальному недостатку героя, который, несмотря на свои благие намерения, в конечном итоге приводит к своей гибели.
Аристотель акцентирует внимание на характере главного героя. Эдип — величественная фигура, обладающая высокими моральными качествами и умом. Он — образец аристотелевского героя, чьи качества как правителя, так и человека создают огромный контраст с теми ужасными истинами, которые ему предстоит узнать. Его стремление к знанию и правде вызывает как восхищение, так и сочувствие.
Важно отметить, что Эдип не является просто жертвой судьбы; его выборы и действия в значительной мере определяют его судьбу. Он пытается избежать своего жуткого предназначения, что делает его более человечным и добавляет дополнительный уровень трагедии — он не бессилен перед своей судьбой, но, напротив, принимает попытки бороться с ней, что в конечном итоге приводит к катастрофе.
Одной из центральных тем «Царя Эдипа» является столкновение человека и судьбы. Аристотель подчеркивает, что трагедия должна рассматривать важные моральные и философские вопросы. В «Царе Эдипе» мы видим исследование темы знания и невежества, справедливости и мести. Эдип на протяжении всей пьесы ищет правду, но в конечном итоге осознает, что некоторые истины могут быть слишком тяжелыми для восприятия.
Тема парадокса человеческой жизни, где благие намерения могут вести к ужасным последствиям, также глубоко резонирует с аристотелевской идеей трагедии. Эдип, стремясь спасти своих подданных, в конечном итоге становится их величайшим бедствием, что создает мощный эмоциональный резонанс для зрителей.
Аристотель отмечает, что трагедия должна иметь возвышенный стиль. В этом аспекте «Царь Эдип» использует язык, полный метафор и символов, которые подчеркивают эмоциональную нагрузку. Диалоги проходят живо и напряженно, и каждый шаг Эдипа в поисках правды накапливает напряжение, ведущее к катарсису.
Структура пьесы также соответствует аристотелевским требованиям: она включает пролог, эписодии и эксод. Каждый элемент служит для раскрытия сюжета и углубления понимания внутренней борьбы главного героя.
Таким образом, «Царь Эдип» является образцом трагедии, как ее определяет Аристотель. Сюжет, персонажи, темы и драма этой пьесы не только соответствуют философским положениям Аристотеля, но и делают ее вечным произведением искусства, способным вызывать глубокие эмоции и размышления о человеческой натуре и судьбе. Эта трагедия напоминает нам о том, что, несмотря на наше стремление к истине и справедливости, непредсказуемая природа жизни может ввести нас в заблуждение, а наши лучшие намерения могут привести к печальным последствиям.
МЫ ВМЕСТЕ !!! МЫ – ЕДИНЫЙ МИР !!!
ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ, МОЩНЕЕ, ВМЕСТЕ мы ДУХОВНО БОГАЧЕ и, на самом деле, СЧАСТЛИВЕЕ !!!
ГРЕЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР - ГКЦ !!!
АКТИВНОСТЬ - ПОСТОЯНСТВО - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ВЕРНОСТЬ – ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ !!!
или когда
ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАЮТСЯ ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ !!!
ГРЕЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР !!!
ПОЛЕЗНАЯ АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ !!!
Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта