С древних времен регион Понта состоял из прибрежных стран: согласно упоминаниям в трудах Геродота, Ксенофонта и других историков, его территория простиралась между рекой Фасис (где в настоящее время располагается город Батуми) и Понтийской Гераклеей. Греческое присутствие в этом районе датируется еще с тех мифических времен, когда в бронзовые века греки решились изучить самые труднодоступные и удаленные прибрежья опасного Черного моря. Поиски ценной руды привели многих путешественников в регион в 1000 г. до н.э., начиная с первой организованной экспедиции в Колхиду Ясона и аргонавтов.
Позднее, в 800 г. до н.э., первые центры торговли начинают превращаться в поселения. Один из них, Милитос, первым вступил на путь колониальной политики, основав г.Синоп. Впоследствии Синоп основал Трапезунд, Птерион и другие города. Согласно свидетельствам Стравона, Понтийский регион был богат водой и урожаями сельскохозяйственных культур, что повлекло массовое образование греческих колоний вдоль негостеприимных берегов Понта Эвксинского. В 6 в. до н.э. существовало 75 колоний, и бурно происходил рост населенных пунктов, которые, разрастаясь, превращались в многолюдные города.
С 5-го века до н.э. Крым стал основным поставщиком пшеницы в Афины. Для защиты своих коммерческих интересов в этой богатой стране Афинское государство построило вдоль побережья военные поселения. Торгово-экономическое и стратегическое значение этой области для Афин наглядно демонстрирует поход Перикла в 453 г. до н.э. Греческие колонии продолжали придерживаться нравов, обычаев и традиций, привезенных из метрополии. Ксенофонт в 401 г. до н.э. описывает жизнь греков в Трапезунде, подчеркивая традиционное гостеприимство понтийских греков. Греческая торговля и культура быстро начинают доминировать в колониях Понта, поскольку плодородные земли предлагают ценную для греческой экономики продукцию – сырье, зерновые, древесину, лен, а позднее к ним присоединяются добываемые в богатых месторождениях региона серебро, медь, железо.
Благодаря разумной политике вплоть до александрийских времен все прибрежные города Понта, начиная с Трапезунда, остаются автономными и независимыми. Согласно Геродоту и Ксенофонту, эти города по существу не были порабощены персами: владычество персов было лишь формальным. В эллинистический период греческие города достигли пика своей экономической мощи, и влияние греческого элемента на коренные народы оставалось по-прежнему сильным в результате социальной и культурной эволюции. Во время правления царя Митридата Понт получил большую известность, а греческий язык стал официальным языком общения многочисленных и многоязычных этнических групп Малой Азии.
После 63 г. до н.э., в первый период римского владычества, пришедшего с завоеванием Трапезунда консулом Римской республики Помпеем, расцвет Понта продолжался, в то время как греки сохраняли свою свободу, независимость и самостоятельность. Отсутствие централизованной римской власти позволило грекам свободно развивать самые разнообразные навыки. Здания, жилые дома, надгробия свидетельствуют о богатстве городов Понта и показывают, насколько высоко было развито греческое искусство и наука в этих регионах. Второй период римского владычества с авторитарным правлением Диоклетиана (с 284 по 305 гг.) и других римских императоров стал началом критического периода для Понта.
Эллинизм и христианство легли в основу византийской империи. На протяжении многовекового периода римского господства были возведены крепостные стены Рима. В Трапезунде были построены порт, жилые здания и военные лагеря, чтобы принять первый понтийский легион. Жители Трапезунда начали понимать значение своего города для развития взаимоотношений Востока с Константинополем и свою посредническую роль в связях столицы с городами единоверной Грузии.
Отметим, что распространение христианства в регионе Понта началось очень рано(первыми его проповедниками стали апостолы Петр и Андрей в Амасийской митрополии) и, несмотря на проблемы, вызываемые римскими язычниками, оно прочно закрепилось во всех провинциях Понта. Во время правления императоров Диоклетиана (284-305) , Галерия (306-311) и Максимина (305-311) Понт прошел через двадцатилетние религиозные гонения, в результате которых многие христиане были вынуждены бежать вглубь страны. Тем не менее, погромы не могли остановить распространение христианства. Появился целый ряд мучеников Христа, основными из которых являлись Евгений Трапезундский, Канидий, Валериан и Акила. Были возведены храмы и монастыри, и крупнейшие из них, такие как Вазелонский монастырь св.Иоанна и Панагия Сумела, сыграли решающую роль в распространении и сохранении христианства и эллинизма .
С приходом к престолу Феодосия Великого часть восточного Понта перешла под власть династии персов, в то время как Трапезунду и Халкиде посчастливилось избежать персидского гнета. После победы Юстиниана Великого персы были изгнаны с понтийских территорий, что поспособствовало их дальнейшей христианизации, вплоть до принятия новой веры последними языческими народами, такими как тзаны. Во время правления Льва III Исавра Понт восстановил свое привилегированное геополитическое, экономическое и военное положение, и в 10 веке Трапезунд вошел в число важнейших торговых центров.
После 11-го века депортация армянского народа из Каппадокии и Киликии создает предпосылки для вторжения сельджуков. Военные действия, предпринятые императором Романом (1067-1071), привели к катастрофическому поражению в битве при Манцикерте (1071г.), в результате чего сельджуки беспрепятственно занимают Малую Азию и создают отдельные государства: Султанат Рам и эмират Данишменидовсо столицей Никсар. В этот период кризиса Византийская империя мало заботилась о своих восточных границах, что сделало их уязвимыми для любого врага. Жителям границы не имело больше смысла бороться за свои земли, и многие из них перебрались в более богатые регионы. Другие были вынуждены сражаться, чтобы освободить свои территории от сельджуков и других восточных врагов без всякой экономической и военной помощи со стороны Византии.
В 14 веке Трапезунд становится центром астрономии и математики с известными преподавателями, учиться у которых приезжают люди со всех концов мира. В школе Трапезунда также преподавал византийский поэт Теодор Продромос, в то время как многие историки Трапезунда , такие как Теонас , Михаил Панаретос , епископ Иосиф Лазаропулос создают превосходные исторические , филологические, этнологические и географические сочинения . Трапезунд как столица местных черноморских греков служил не только духовным центром, в числе его приоритетов была также торговля между странами Востока и Запада , в результате чего на его рынке можно было встретить народности Европы и Азии, привносившие в город пестроту языков и религий.
С падением Константинополя в 1453 и Трапезунда в 1461 для понтийских греков начинается период сурового османского владычества. Дворец династии Комнинон был преобразован в казармы янычар. Храм Богородицы Златоглавой (Панагия Хрисокефалос) стал мечетью, и многие греки из богатых прибрежных городов и деревень встали на путь изгнания. Некоторые перебрались на побережье юга России, некоторые – в Дунайские регионы, некоторые – поднялись на вершины гор внутреннего Понта, где начали строительство новых деревень и городов.
Внутренние и внешние миграции, возможно, изменили социальную структуру греческого общества, но не нанесли ему смертельных ран, поскольку постоянное оружие эллинизма – религия, язык и культурные традиции – продолжали сопротивляться османскому насилию. Сопротивленцы, отказавшиеся от ислама и ставшие новыми мучениками во имя христианства, бесстрашные мятежники из числа понтийских юношей бежали в горы, подавая другим пример героизма. Лидеры революции 1821 года братья Александр и Дмитрий Ипсиланти происходили из понтийской диаспоры.
С начала 17-го века понтийский эллинизм вновь начинает укореняться на землях Понта. Положение греков помогают укрепить монастыри и шахты Понта, известные с начала византийской эпохи. Греческим шахтерам удается добиться главенствующего положения во всех сферах добычи. Султаны, нуждавшиеся в деньгах для ведения своих завоевательных войн, отдают под их контроль все металлодобывающие шахты и заводы. Привилегии, предоставленные шахтерам, привели многих христиан в понтийские общины, аналогичные привилегии имели и те, кто работал на верфях.
За длительный период османского владычества многие христиане Понта смогли противостоять исламизации. В их число вошли криптохристиане, вынужденные принять ислам внешне, однако сохранившие в глубине души христианскую веру и, там где предоставлялась такая возможность, греческий язык. Феномен апокрифов, который продолжает существовать и сегодня, был выявлен официально в 1856 году. Подпольные христиане Понта, воспользовавшись выходом султанского указа «Хати Хумаюн» (букв. «счастливое письмо»), обещавшего религиозную и политическую свободу для всех подданных Османской империи, собрались в марте 1857 в храме Теоскепасти (Укрытый Богом) и поклялись бороться за свои права до окончательной победы, вопреки гонениям, угрозам смерти и другим пыткам османских властей. Представителям комитета подпольных христиан, благодаря своим посланиям в посольства великих держав, удалось добиться признания первых криптохристиан христианами.
Вставшие перед угрозой христианизации Понта османские власти предпринимали различные способы репрессий, такие как насильственная вербовка всех тех, кто был определен как христианин. Вербовка криптохристиан означала для них верную смерть в османских лагерях. По этой причине многие криптохроистиане уехали в единоверную Россию. В 1910 году парламент нового турецкого правительства был вынужден признать большую часть криптохристиан истинными христианами. Согласно сообщениям Вселенского Патриархата и МИД Греции,в 1914 официально насчитанное число криптохристиан составляло 43 000.
Тяжелое положение порабощенных греков начало постепенно меняться к лучшему после предоставления им определенных привилегий, известных в мировой истории как декреты «Хати Шериф» (1839) и «ХатиХумаюн» (1856). Эгалитаризм и религиозная свобода вместе с расцветом торговли привели к росту численности понтийского населения, развитию греческой культуры и современного греческого сознания. Понтийские греки покинули свои горные убежища и спустились в прибрежные районы, где были построены деревни и школы. За короткое время они вновь взяли в свои руки торговлю на Черном море и во внутренних регионах Понта, в то время как Трапезунд восстановил свою былую славу.
Сельскохозяйственная экономика Понта базировалась в основном на выращивании пшеницы, кукурузы, ячменя, бобовых, апельсинов и превосходных сортов табака. Не менее популярны на рынках многих городов были и молочные продукты. Богатый рудник горного хребта Париадр позволил построить металлообрабатывающие заводы в регионах Агриуполи и Триполи. Высокого уровня развития достигли также ювелирная промышленность и судостроение. Главным же ресурсом Понта являлась транзитная торговля, возможная благодаря наличию крупных портов в Самсуне, Трапезунде, Гиресуне, сообщавшихся с портами Одессы, Севастополя и Новороссийска. Трапезунд до 1869 г. контролировал 40 % торговли Персии, и торговля эта давала прибыль в размере около 200 миллионов франков в год.
Экономический расцвет Понта привел к духовному и художественному возрождению региона. В «Фронтистерии» – известном учебном заведении Трапезунда, основанном в 1682 г., преподавал великий учитель богослов Севастос Киминитис, сыгравший важнейшую роль в духовном возрождении понтийских греков. В начале 20-го века в Причерноморье не осталось ни одной понтийской деревни без школы и церкви. В 1913 г. в провинциях шести епархий проживало 697000 понтийских греков, в то время как в тот же период функционировало 1890 церквей, 22 монастыря , 1647 часовен и 1401 школ, где обучалось 85 890 учащихся. Греческая типография была создана в 1880 г. в Трапезунде, она внесла немаловажный вклад в развитие национального самосознания и помогла в подготовке к свержению османского режима.
В начале 20-го в. эллинизм Понта продемонстрировал впечатляющий прогресс в экономической и интеллектуальной жизни. Тем не менее, турецкое правительство продолжало политическое истребление греков всевозможными мерами (экономической, образовательной, религиозной и военной), применяемыми по отношению к христианским народам и идущими вразрез с заявлением президента США Уилсона касательно самоопределения народов Османской империи. Это привело Понтийскую диаспору к решению бороться за создание независимой Понтийской Республики. Представителями движения были К.Константинидис, В.Иоанидис, И. Теофилакту, И. Пассалидис, Л.Иоаннидис, Ф.Ксенидис, а также митрополит Трапезунда Хрисанф и митрополит Амасии Германос Каравангелис.
За несколько дней до вступления русских войск в Константинополь в апреле 1916 г. турецкий губернатор Мехмет Джемаль Азми-бей официально передал власть над Трапезундом Митрополиту Владыке Хрисанфу, который благодаря взвешенной политике по отношению к мусульманам был признан консульскими представителями других стран главой региона. Но когда после победы большевиков в 1917 году русская армия оставила Трапезунд, регион вновь перешел во владении младотурок.
Тысячи греков покинули восточный Понт и Карс и, чтобы избежать политики геноцида младотурок, бежали в охваченную гражданской войной Россию. Политика искоренения греческого населения вызвала протест у греков России, которые уже во время Первой Мировой войны в июле 1917г. приняли решение избрать Центральный Совет для создания независимого Понтийского государства с провозглашением Ростова временной столицей. Впервые греки понтийской диаспоры создали свои организации во всех крупных городах Греции: Афинах, Салониках, Кавале, Волосе, а также за рубежом. В Европе борьбу за права понтийцев возглавил Константинидис. Он сам напечатал и выпустил географическую карту, в которой наметил границы предполагаемого понтийского государства. Октябрьская революция всколыхнула понтийских греков, вставших на путь борьбы за национальную независимость, а на первом международном съезде понтийского комитета, организованном в Массалии в 1918г., сам Константинидис официально обратился к Советской России с просьбой о поддержке.
Тем не менее, на Парижской мирной конференции, состоявшейся в 1918г. Элефтериос Венизелос под давлением коалиционных сил отказался от идеи создания независимого понтийского государства. В апреле 1919г. митрополит Трапезунда Хрисанф посетил Венизелоса в Париже, и премьер-министр признал свою ошибку в переговорах относительно понтийского вопроса. Но драгоценное время было потеряно, и в марте 1921 был подписан договор о дружбе и сотрудничестве младотурок с большевиками. Кемаль-паша продолжил политику геноцида по отношению к понтийским грекам, а также выдвинул на Лондонской конференции необоснованные требования, которые в свете новых политических событий не были отклонены.
Несмотря на негативный климат, борьба понтийских греков против движения Кемаля продолжалась. Но греческой Смирны больше не существовало, и конец греческой Малой Азии был предрешен жертвой греческого Понта. Создание Понтийской Республики так и осталось мечтой, в то время как смертный приговор, вынесенный правительством Кемаля всем зачинщикам борьбы, означал национальное бедствие для понтийского эллинизма, связанного с общей судьбой эллинизма в Малой Азии. В этот период геноцида, а также до его начала, часть понтийских греков жила и процветала в России. Количество проживавших в России понтийцев составляло на тот период 500.000, в то время как в 1918 году, после вывода российских войск, количество преследуемых и вынужденных мигрировать понтийсих греков превысило 750 000.
Кавказ, Грузия, Южная Россия, дунайские регионы и болгарское побережье Черного моря послужили убежищем для понтийских греков, вставших перед проблемой национального выживания. Согласно оценкам, на территории бывшего Советского Союза до сих пор живет более полумиллиона греков, сохраняющих традиции понтийского эллинизма.
Конец истории и культуры греческого Понта был поистине трагичен, и его положил бесчеловечный принудительный обмен населением, закрепленный Лозаннским мирным договором в 1923 г.Геноцид греков Понта является беспрецедентным преступлением в истории человечества. Из 697 000 понтийских греков, проживавших на территории Понта в 1913 г., более чем 353 000, то есть более чем 50%, было убито младотурками до 1923г.
Ситуация в большей части Причерноморье ухудшилась, когда греческая армия 15 мая 1919 захватила Смирну и часть материка. 19 мая 1919г. Кемаль самолично организовал второй этап гонений. Лозаннский договор, подписанный 30 января 1923 года, установил в качестве границы между Турцией и Грецией реку Эврос, и было оформлено официальное соглашение об обмене населением. Тем не менее, большинство беженцев уже покинули этот район до начала конференции, причем многие из них бежали в Грецию. Часть подвергшихся геноциду греков Причерноморья за период 1914-1924 эмигрировала в Европу, Америку, Иран, СССР. Национальная катастрофа 1922 привела к полному выкорчевыванию эллинизма в Малой Азии. Более 1.300.000 греков были принудительно изгнаны.
Малоазиатская катастрофа привела к нестабильности внутриполитического положения в Греции. Несостоятельность временного правительства вынудила генерала Пластираса свергнуть Константина и мобилизовать государственные учреждения для решения проблем беженцев. Была создана специальная комиссия по реабилитации беженцев. Успеху программы содействовали сами беженцы, своим трудолюбием и опытностью добивавшиеся успехов в экономическом и культурном пространстве.
Наибольший вклад беженцы привнесли в развитие сельского хозяйства, животноводства и рыболовства, что привело к улучшению сельской экономики Греции. Социальная политика Венизелоса в отношении сельского населения в совокупности с мерами помощи беженцам в приграничных районах способствовала комплектованию отдаленных деревень близ греческих границ, бдительно охраняемых беженцами. В то же время греческое правительство пытались решить сложные проблемы городских беженцев, 50% которых было сосредоточено в Афинах и Салониках.
Тем не менее, одиссея черноморских греков не закончилась на малоазиатской катастрофе. Она продолжилась сразу же по окончании гражданской войны, в которой Россия потеряла десятки тысяч греков. Во время сталинских репрессий 1937-1939 около 20000 греков были изгнаны из Советского Союза в Грецию, а десятки тысяч жертв были перемещены в Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, степи и другие негостеприимные регионы Советского Союза. 13500 греков также вступили на путь беженцев в 1965 году.
Проблема вновь усугубились с марта 1988 , когда советские власти открыли границы для народов Социалистических Республик, что повлекло к появлению большой новой волны греческих беженцев из России в Грецию: их количество на сегодняшний день превышает 18 000. В декабре 1990 был основан Национальный фонд по приему и реабилитации греков-репатриантов (E.I.Y.A.P.O.E.) .
Греческие беженцы отличались глубокой любовью к искусству и литературе. Знание языка и эрудиция содействовали их быстрой адаптации к социальному климату Греции, а также позволили им внести свой вклад в развитие греческой культуры. В частности литературное поколение 30-х обратилось к темам из жизни беженцев, в то время как песни Понта и религиозные песни Каппадокии обогатили и обновили греческую музыку. Понтийские танцы, книги, газеты и журналы сегодня стали частью культурного наследия черноморских греков.
Массовый миграционный приток усилил работу комитетов по делам беженцев в Греции и России, в результате создав маршрутную сеть для осуществления регулярных перевозок людей и товаров, а также способы общения греческих и русских представителей понтийских диаспоры. Жизнь и деятельность греков в этих областях, а также новых беженцев в Греции, направлены на культурное возрождение языка, религии, музыки, танцев и хранение национальной памяти.
Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта