HCC
RU GR

Великий советский художник график Дмитрий Спиридонович Бисти

Добавлено: 30 июня 2025 г. 17:21

 

К 100-летию со дня рождения нашего выдающегося соотечественника, великого советского художника графика, Народного художника РСФСР,  Члена-корреспондента Академии художеств СССР,  Действительного члена Академии Художеств СССР, Вице-президента Академии Художеств СССР, Лауреата Государственной премии СССР 1978 г. Дмитрия Спиридоновича Бисти (27 .06. 1925. -21.10.1990).

…День в Истории. 27 июня 2025 года. 100 лет назад родился наш соотечественник, великий советский художник график, академик  Академии художеств СССР, вице-президент АХ СССР Дмитрий Спиридонович Бисти. Об этой дате еще раз напомнили строки его сына известного российского скульптора Андрея Дмитриевича Бисти: «Сегодня моему отцу 100 лет! Кто помнит его, помяните и поднимите бокал или стопку! Он бы с удовольствием выпил с вами! Светлая память Дмитрию Спиридоновичу!».

«Дмитрий Спиридонович Бисти — великолепный художник, великий художник график. …Его уже более 30 лет нет с нами. Я его очень уважала. Потрясающий человек. Простота с философской глубиной. Достойнейший! Он был настоящим греком - из той категории, что и великий дирижер Одиссей Димитриади, на которых нам грекам всем надо равняться!», -  о Д.С.Бисти народный художник России, академик Российской академии художеств Альбина Георгиевна Акритас.

Дмитрий Спиридонович Бисти. Уроженец Севастополя. Потомок греков, их генеалогическое греческое древо ведет свою историю с греческого острова Андрос.

…Мне, как и многим нашим соотечественникам с Д.С.Бисти, не посчастливилось знать хорошо, вблизи этого уникального человека, демиурга, которым мы все гордились. Не только его профессиональным достижениям, творческому наследию, но и человеческому, духовному, гуманистическому. Он был потрясающий человек! Удивительно простой и, одновременно, мудрый. Тысячи творений, шедевры, педагогическая школа. Его ученики, которые помнят о нем, гордятся им, тому факту, что были его учениками, внимали его слову, боготворили его. Они его называют мэтром живописи, Большим художником, выдающейся личностью, настоящим другом и защитником дела и профессии, и художников, очень внимательным к молодым художникам, воспитывающимся на графике его работ. Добрые слова, воспоминания о нем, идущие от сердца слова благодарности ему.

Мы помним! Мы гордимся Вами, Дмитрий Спиридонович! Увы, эта живая линия жизни, наших живых контактов внезапно оборвалась в октябре 1990 года. Минуло 35 лет.

…Год назад, будучи на выставке работ в Новом Манеже «Железная ирония Андрея Бисти», во время нашего разговора, периодически ловил себя на мысли, как он похож на своего отца, внешне, человеческими качествами, открытостью, простотой, талантом, что, слава богу, природа на детях здесь не отдыхала. Вспомнили Дмитрия Спиридоновича. Андрей Бисти сообщил мне неизвестную дотоле для меня новость, что в родном городе отца Севастополе  одна из улиц города-героя, города морской русской славы носит его имя – Дмитрия Бисти! …Коснулись темы мемориальной доски на здании его мастерской на Поварской. …Нам катастрофически не хватает таких личностей-глыб -великих Греков!

…Великие греки современности. Художник график, академик Академии Художеств СССР Дмитрий Спиридонович Бисти, гениальный маэстро Одиссей Ахиллесович Димитриади, выдающийся режиссер- документалист Александр Михайлович Згуриди, выдающийся философ и мыслитель Феохарис Харлампиевич  Кессиди, выдающийся ученый-химик академик Георгий Иванович Ксандопуло, легенда мировой археологии Виктор Иванович Сарианиди, ученый-экономист, философ и мыслитель, первый Мэр Москвы Гавриил Харитонович Попов, выдающийся живописец, академик Российской Академии Художеств Альбина Георгиевна Акритас, национальное достояние России, руководитель театра Музыки и Поэзии Елена Антоновна Камбурова... …Портретная галерея выдающихся греков современной России, былого Союза.  Наши современники: «Аристотели», «Сократы», «Эсхилы» и «Аристофаны», «Праксители» и «Плутархи».  

…Из этого греческого ЖЗЛ сегодня нет в живых Д.С.Бисти, О.А.Димитриади, А.М.Згуриди, Ф.Х.Кессиди, Г.И.Ксандопуло. …Все они, безусловно, знали друг друга, кто-то был знаком, кто-то дружил, кто-то просто слышал. Наши греческие корифеи.

27 июня 2025 года. День в Истории. 100-летие со дня рождения нашего выдающегося соотечественника, великого художника графика, академика Академии Художеств СССР Дмитрия Спиридоновича Бисти. В этот день многие пришли к месту его последнего упокоения на Кунцевском кладбище в Москве. Многие из нас, кто знал, чтил этого Человека и Творца с большой буквы, поклонились его памяти. Достойный! Аксиос!

Верим, что в обозримое время в Москве состоится открытие выставки работ наших соотечественников Дмитрия Спиридоновича Бисти и Андрея Дмитриевича Бисти –  отца и сына, графика с мировым признанием и известного российского скульптора.

Никос Сидиропулос
 

Дмитрий Спиридонович Бисти

Окончил в 1952 году Московский полиграфический институт, где учился у А.Д. Гончарова и П.Г. Захарова, а с 1978 по 1986 год сам преподавал рисунок и композицию в своей альма-матер. Профессиональный путь мастера начался в 1947 году с работы в книжных издательствах «Художественная литература», «Детская литература» и «Современник». Первые оформленные им книги - «Жажда жизни» И. Стоуна, «Новеллы» П. Мериме, «Стихи и поэмы» Э. Багрицкого и другие были изданы в середине 1950-х годов.

 

Автор предпочитал технику офорта и цветной ксилографии. Мастерски владея рисунком он создал иллюстрации к античной и средневековой литературе, русской и зарубежной классике, книгам для детей. Среди них новеллы Акутагавы, «Энеида» Вергилия, «Песнь о Роланде» и «Песнь о Сиде», «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Хождение за три моря», «Слово о полку Игореве», ставшие классикой отечественной книжной графики. Трагические или ироничные, литографии Д.С. Бисти всегда темпераментны, остро выразительны, эмоциональны. Широко известна его графика к поэме В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин».

 

В этих произведениях проявилась своеобразная творческая манера Дмитрия Спиридоновича. Заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАХ, искусствовед М.П. Лазарев (1938-2023) писал о его подходе так: «Композиции Бисти вписываются в страницы не как в станковый лист, но в пространство всей книги, не иллюстрируя отдельные сюжеты, а конструктивно и графически интерпретируя литературный источник в целом. Каждая иллюстрация находит свое точное место в тексте в соответствии с развитием фабулы. Он придумывает шрифт, строит макет, конструирует все элементы книги.

Значительная часть творчества Бисти посвящена дизайну книг, работе со шрифтами, конструированию макетов, оформлению титульных листов, переплетов и суперобложек. Оформленные и проиллюстрированные Бисти книги не только показывают эволюцию его творчества, но и выявляют духовный мир художника, отношение к жизни, истории и современности, к далеко не банальным понятиям добра и зла. Мастерство владения рисунком и гравюрой дает ему большую свободу в трактовке литературного материала.

В его творчестве воплотилось все наиболее характерное для поколения художников книги, следующего за славной плеядой мастеров 1920–1940-х годов.

Первые иллюстрационные серии Бисти, в которых уже явственно выявлен и своеобразный творческий почерк и позиция художника-оформителя, относятся к началу 1960-х годов. Это были иллюстрации к роману Ирвина Стоуна «Жажда жизни» (1961) и сборнику новелл Проспера Мериме (1963). Однако только в работе над сборником «Стихи и поэмы» Эдуарда Багрицкого (1964) полно и свободно проявилось представление Бисти о жизни и искусстве. Незаурядный творческий и человеческий темперамент художника совпал здесь с буйной стихией поэзии, пронизанной романтическим, восприятием революционной эпохи.

В композициях Бисти отсутствуют случайности, и остается только главное. Поэтому в иллюстрациях к разделам «Последняя ночь» и «Дума про Опанаса» есть ощущение достоверности исторической эпохи, передан стремительный бег времени как категории почти физической, противопоставлены растерянность, трагичность уходящего мира и пафос завоевания мира наступающего.

Чем дальше продвигается работа Бисти, тем глубже, год от года, постигает он специфику изображения, входящего в книгу. Специфику, которая раскрывается в результате многих лет работы и размышлений. С одной стороны, существует древнейший и непреложный, как течение времени, процесс чтения, магия переворачивания страниц и преобразования знаков, букв, в образы, возникающие в сознании читателя. С другой — иллюстрации Бисти, их образный строй тактично и ненавязчиво вплетаются в течение мыслей читающего, совпадая с его пр Композиции Бисти вписываются в страницы не как в станковый лист, но в пространство всей книги, не иллюстрируя отдельные сюжеты, а конструктивно и графически интерпретируя литературный источник в целом. Каждая иллюстрация находит свое точное место в тексте в соответствии с развитием фабулы. Он придумывает шрифт, строит макет, конструирует все элементы книги.

Мастерски владея рисунком, гравюрой на дереве и офортом, художник проиллюстрировал множество произведений античной и средневековой литературы, русской и зарубежной классики, книг для детей. Среди них новеллы Акутагавы, «Энеида» Вергилия, «Песнь о Роланде» и «Песнь о Сиде»,

«Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Хождение за три моря», «Слово о полку Игореве», с Трагические или ироничные, иллюстрации Бисти всегда темпераментны, остро выразительны, эмоциональны. Необычайно ярко эти особенности рисунков художника проявились в оформлении «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, «Метаморфоз» Апулея, «Повестей» В. Ф. Одоевского, ставшие классикой отечественной книжной графики.  Дмитрий Спиридонович Бисти участвовал в оформлении двухсот   томной серии «Библиотека всемирной литературы», за что получил звание Лауреата Государственной премии СССР (1978 г.). Его произведения находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, многочисленных государственных и частных собраниях в России и за рубежом.

Использованы материалы из статьи М. Лазарева «Бисти Дмитрий Спиридонович», информация с «Лаборатория фантастики», свободной энциклопедии «Википедия».

 

 Д.С.1. 100-ЛЕТИЕ. 27.06.2025.1.jpg

Вернуться в основной раздел

Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта

Обратная связь