HCC
RU GR

Персональная выставка русско-греческого художника Наталии Костаки

Добавлено: 22 апреля 2019 г. 16:09

18 апреля 2019 года в Зверевском центре современного искусства открылась персональная выставка русско-греческого художника Наталии Костаки

Ее жизнь можно рассматривать как удавшийся эксперимент…

На церемонии открытия выставки собрались художники, для которых легендарные имена великого коллекционера, спасителя русского авангарда Георгия Костаки и выдающегося художника-авангардиста «второй волны» Анатолия Зверева окрашены в родные и близкие им тона. В Зверевском центре в эти минуты присутствовали люди искусства, общественные деятели, соотечественники автора персональной выставки, для которых она является не только дочерью своего великого отца, а так же известным художником со своим, Наталии Георгиевны Костаки, творческим, узнаваемым коллегами и критиками искусствоведения, лицом. Название персональной выставки Натальи Георгиевны Костаки «Омикрон».

 О - в кириллице. Омикрон - в греческом. Графически во всех языках представляет собой круг, символизирующий бесконечность, непрерывность развития мироздания, времени, жизни. Одна из форм созидания пространства.

Выставка Натальи Костаки как бы символизирует, подводит итоги ее 25-летнему присутствию в художническом ремесле, в профессии, в которой она обрела свое неповторимое лицо. Графические работы, в эмали, в пастели, которые сегодня родом из 1990-х зазвучали совершенно по- новому. Мозаики. В них много солнца, светоносности.

Об этом и многом другом говорили на церемонии открытия выставки известные художники, искусствоведы, поэты и деятели культуры. Старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, Отдел живописи первой половины 20-го века Ирина Пронина, первый заместитель директора музея народов Востока Татьяна Метакса, Наталья Автономова, директор Зверевского центра Алексей Соснин, председатель творческого союза профессиональных художников Иван Игнатков, главный редактор журнала «Панорама искусств»,  галерист Гаяне Никогосян (дочь великого скульптора и выдающегося филэллина Николая Багратовича Никогосяна) и многие другие. Слова о творчестве художника Натальи Костаки, о ее работах поэта, художника, композитора Юрия Косаговского: «…В них много солнца видно. Но освещается и тайное».

Поздравления с юбилейной выставкой и высокие оценки творчеству соотечественнице от академика РАХ Павлоса Арзуманидиса, известных  архитекторов Павла Тузанова и Юрия Андрея, фотохудожника Надежды Прохориди-Носик, журналиста Никоса Сидиропулоса.

Людмила Вдовина, супруга Посла России в Греции в 2004-2009 гг., почетного президента общества дружбы Россия-Греция Андрея Вдовина, подчеркнула тот факт, что творчество Натальи Костаки объединяет народы двух братских стран Греции и России.

- Что для художника Натальи Костаки эта ее выставка в Зверевском центре?

- Это и подведение неких промежуточных творческих итогов. Это и два юбилея. Мое 25-летие в профессии. И буквальный юбилей моего 70-летия. Название выставки «Омикрон» придумано моей дочерью художником-дизайнером Дарьей Зажирей. Омикрон в греческом символизирует цифру 70. Я бесконечно ей благодарна. Она делает каталоги моих выставок. Как и моему мужу Владимиру Зажирею. Развеска моих работ – это все они.

- …Эта выставка собрала вновь круг родных и близких тебе людей…

- Да, я их знаю с поры своего детства, отрочества и юности. Они как члены моей семьи, самые родные мне люди. Могу сказать, что на открытии моей выставки не было случайных людей. Моя подруга со школьной поры московской школы №192 на Ленинском проспекте Наталья Челышева (Константинова). Я счастливый человек.

…Самым ругательным словом ее великого отца Георгия Костаки было эпигон. Так вот, уверен, что отец ее удостоил творчество его дочери Натальи Георгиевны Костаки его высокой оценкой, потому что дочь в ней обрела свое самобытное и неповторимое лицо.

Ее (Наталии Костаки) жизнь можно рассматривать как удавшийся эксперимент.

Наталья Костаки. С прекрасной выставкой и двумя юбилеями, соотечественница!

Никос Сидиропулос. Москва.

О художнике Наталии Костаки…

Наталья Костаки как художник, как творческая личность формировалась в необычной – даже  уникальной – ситуации. Наталье довелось родиться в семье выдающегося коллекционера Георгия Костаки в тот период, когда он уже стал приобретать произведения русского авангарда. Она росла в удивительном доме, где высоко ценилось искусство живописцев-нонконформистов, где царило трепетное отношение к талантливейшему Анатолию Звереву, легендарному художнику-бродяге, чьи работы потрясли воображение американских музейщиков в их приезд в Москву в конце 1950-х. Младшие дети Георгия Дионисовича взрослели, общались с друзьями, всё время  созерцая редкие произведения искусства художников, живших в Советском Союзе под идеологическим прессингом. Именно поэтому биографию Натальи можно рассматривать как удавшийся эксперимент. У нее, человека, так много увидевшего в детстве, хватило внутренней энергии и самости для того, чтобы выбрать свой собственный путь, минуя прямое влияние стиля Малевича, Кандинского или кого-то другого из авангардистов, чьи работы были на стенах в доме Костаки. Сегодня определенно можно сказать, что Наталья сумела нащупать свой собственный путь и обрести индивидуальный стиль.

Из огромного спектра художественных впечатлений, полученных Натальей в доме отца, самыми сильными, как мне кажется, оказались впечатления от произведений так называемого органического направления в искусстве русского авангарда, основополагающие положения которого были сформулированы в 1910–1920-х годах художником и музыкантом Михаилом Матюшиным и развиты его четырьмя учениками из семьи Эндер. Их идеи оказались ближе всего натуре художницы. Однако близость органическому пониманию жизни декларируется Натальей Костаки не в теоретических постулатах. Сильное «плодородное начало» несёт сама личность Натальи. Она необычайно деятельна и успешно работает в разных техниках. Любит заниматься и графикой, и мозаикой из смальты, и живописью акриловыми красками, создает уникальные предметы прикладного искусства. В последних произведениях из представленных на выставке в Москве в 2016 году художница соединила черты декоративного образа и станковой картины. Они заряжены какой-то особой образностью. Энергия зерна, проклюнувшегося весной из почвы, готового расти и развиваться, ощущается в ее трехмерных объектах. Если какой-то декоративный элемент такого объекта, допустим, поместить в рамку, лишив фона, то получится пусть очень изощрённая, искусная, но рукодельная вещь из области прикладного творчества. Однако появляется пространство фона станковой картины – и изображение переходит в область «большой формы» в искусстве, где есть диалог между элементами этой формы, пространством фона и окружающей средой. А на этом строится образность монументального искусства. Поэтому тяготеющее к монументальности творчество Натальи Костаки, с одной стороны, несет представление о космосе, а с другой – о витальных силах природы. Так художница подошла к собственному решению той темы, которую развивало органическое направление в искусстве авангарда.

Пронина Ирина Александровна,

старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи,

отдел живописи первой половины ХХ века.

 

Биография

Наталья Георгиевна Костаки родилась в Москве. Окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Художница работает в области дизайна, декоративно- прикладного искусства, живописи и графики. Член Международного художественного фонда, центра духовно–нравственного единения “Будущее”, греко-славянской общины “Парадигма”. Лауреат премии международного салона искусств “Путь Единства”. Награждена медалью за “заслуги в развитии искусства”. Произведения Н. Костаки находятся в музеях, галереях и частных коллекциях России и за рубежом, в том числе в Отделе личных коллекций — ГМИИ им. А.С. Пушкина и в коллекции Художественного фонда Колодзей/США.

 Персональные выставки:

1995: Галерея Промграфика, Москва | 1996: Галерея Aenaon, Афины, Греция | 1998: Дом Дружбы, Москва, Посольство РФ в Греции, Афины, Греция | 1999:  Культурный центр муниципалитета Кифиссьи, Афины, Греция | 2001: Галерея Кросна, Москва | 2002: Московский Дом Национальностей | 2005:  Музей Зверевский центр современного искусства, Москва | 2007: Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной ЭРА, Москва | 2008: Московский Дом Национальностей, Президент-отель, Москва | 2010: Дом Озерова, Коломна 2012: Государственный Институт Искусствознания, Москва | 2016: Mосковский Дом Национальностей.

 Нат. 18.04.2019. Омикрон.3.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.4.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.5.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.6.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.7.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.8.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.9.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.10.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.11.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.12.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.13.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.14.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.15.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.16.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.17.jpg Нат. 18.04.2019. Омикрон.18.jpg Нат. выст.звер.центр.18.04.19.2.jpg Нат. выст.звер.центр.18.04.19.3.jpg Нат. выст.звер.центр.18.04.19.7.jpg Нат. выст.звер.центр.18.04.19.11.jpg Нат. выст.звер.центр.18.04.19.13.jpg

Вернуться в основной раздел

Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта

Обратная связь