HCC
RU GR

«Геноцид – право на память»

Добавлено: 25 мая 2015 г. 15:00

18 мая 2015 года в Московском доме национальностей состоялось просветительское мероприятие «Геноцид – право на память». Данное мероприятие, его организатором является Греческий культурный центр, состоялось в канун даты «19 мая» - дня памяти о геноциде греков малоазийского Понта турками в Оттоманской Турции,  посвящено теме геноцида греческого, христианского населения Османской Турции.

Предваряя повествование о прошедшем мероприятии, хочу сказать, что оно прошло на высочайшей исповедальной ноте. Все два с лишним часа этого вечера, а это:  вступительное слово, блестящий исторический обзор директора ГКЦ Феодоры Янници, демонстрация документальной ленты Алексиса Папахеласа «Малоазийская катастрофа. Химера Ионии», выступления генерального консула Греции в Москве госпожи Элени Михалопулу, журналиста автора этих строк Никоса Сидиропулоса, общественного деятеля Георгия Илиадиса, члена Совета МОГ Надежды Кузнецовой-Шихиди, представителя нашей молодежи Дианы Пурсановой, прошли как одно мгновение.

Заставкой в ходе выступлений проходят документальная хроника, погружающая нас в эту трагическую для Греции и эллинизма эпоху. Главные действующие лица, сыгравшие главные и катастрофические роли, этой исторической драмы. Венизелос, Ллойд Джордж, Клемансо, Вильсон, Кемаль паша, Ленин, Гунарис, вожди млатурок, немецкие наставники турецких палачей. Документальные фотографии, иллюстрирующие «до» и «после». Свидетельства преступлений турок, кадры, вызывающие слезы и боль, гнев и горечь.  Бесконечные вопросы "Почему это все с нами случилось?". Все, присутствующие на этом вечере, прошли через это чистилище катастрофы трагедии (геноцида)  эллинизма Понта и Малой Азии, христианского населения Османской Турции. В этом зале не было равнодушия. В этом зале не было ни одного случайного человека.

Программа мероприятия:

1). Краткий исторический обзор: «Геноцид христианского населения Османской Турции (1908-1923гг.). Греко-турецкая война 1919-1923 гг. –малоазийская катастрофа. Эллинизм в регионе. Историческая справка со времен античности до нового времени (VIII в. до н.э. – 1923 год н.э.). – Быт греков Понта. Экономическая жизнь и культура. Образование в Понте».

2). Показ греческого документального кино «Малоазийская катастрофа. Химера Ионии» (на греческом языке с переводом на русский язык).

3). Международное признание геноцида греков Малой Азии и Понта в Османской Турции. «Память – это наше право на завтрашний день».

Выступление директора Греческого культурного центра Феодоры Янницы.

«Главное наше оружие – это просвещение, образование и память»

«Греко-турецкая война 1919-1923 гг. – Малоазийская катастрофа. Историческая справка со времен античности до нового времени (8 в.до н.э. - 1923 г. н.э.).

Исторический экскурс от греческих легенд и мифов, герои которых совершают свои подвиги на территории Малой Азии, Понта, Кавказа и до исторических фактов, повествующих об образовании на побережье Черного моря (Понта Эвксинского) греческих городов-колоний: Синопа (786 г. до н.э.), Трапезунда (756 г. до н.э.), Керасунда (700 г. до н.э.), Амисоса (600 г. до н.э.), Одесса, Батум (Глубокая Гавань), Дирскурия (Сухуми), Пицунда, Археополис, Котиора, Триполи, Амасия, Ионополи и другие. «…Филипп Второй превратил берега Черного моря в провинцию Македонии, в то время как империя Александра Великого включала в свой состав юго-западные области Черного моря, за исключением Вифинии и Пафлагонии. В период Римского владычества происходит распространение христианства, проповедуемого апостолами Андреем и Петром. …С захватом Трапезунда франками в 1202 г. происходит образование Трапезундской империи, на которой утвердилась династия Комнинов. …Трапезундская империя пала в 1461 году, через 8 лет после захвата Константинополя турками. …С начала 18-го века Понтийский эллинизм снова начал пускать корни у себя на родине. Греки этого региона вновь обретают веру в свободу и укрепляют идею национального возрождения, принимая участие в деятельности «Филики Этерии» и подготовке Национального Восстания. Основание «Филики Этерии» происходит в одном из сильнейших экономических и политических центров Причерноморья – в Одессе, и во главе организации (в 1820 г. – прим. НС) становится потомок выдающегося понтийского рода Александр Ипсиланти, который и начинает восстание. Заканчивается же Греческая революции битвой при Петре, в которой участвует его брат Дмитрий Ипсиланти.

…Немусульманское население, его правовое положение в Османской империи, фактически было бесправное. Целый ряд ограничений политических и правовых. …Унизительные правила, как надо одеваться, ограничения на жилищное строительство, способ приветствия и т.д. Немусульмане обязаны выказывать послушание и приверженность к исламскому порядку. Ослабление Османской империи, давление великих держав привело к ослаблению этих порядков и, в результате, к улучшению положения христианского населения. Реформы 1839 года (Гюльханейский хатт-и шериф) и 1856 года (хат-и хамаюн) привели к постепенному уравнению в правах мусульманского и христианского населения империи. …В результате экономического расцвета греков Черноморского региона происходит их духовное и культурное возрождение в сочетании с ростом населения.

Общая численность понтийских греков, живших в конце 19-го века, насчитывала по подсчетам Вселенского патриархата и властей Османской империи, около 600 тысяч человек, и, согласно тем же источникам, в 1914 году возросла до 700 тысяч. Во всей Османской империи греков было более 2 миллионов 600 тысяч. По данным 1912 года – население Османской империи: 10 мил. 239 тыс. 689, из них 19, 35% это греки.

…В Понте греки составляют 40% населения (около 1 миллиона).

Первый этап геноцида начинается в 1908 г. и продолжается до начала Первой мировой войны, когда Восточный вопрос, подъем движения младотурок, Балканские войны и подключение Германии в качестве стратегического союзника с Османским государством, создают предпосылки для начала гонений понтийских греков.

Второй этап начался в 1914 году, когда конфликты во время 1-й мировой войны усугубили политику геноцида.

Период 1919-1923 представляет собой Третью, заключительную и самую жестокую стадию геноцида.

…Согласно турецким демографическим данным, в 1914 г. Османская империя насчитывала 2.700.000 греков. Исходя из числа оставшихся в живых (1.221.000) жертвы должны были составить от 1, 3 миллиона до 1,5 миллиона.

В своей вступительной речи директор ГКЦ Теодора Янници констатирует на то, что сохранение и уважение исторической памяти остается ключевым факторомжизнеспособности и жизнедеятельности как каждой нации по отдельности, так и всего человечества в целом, обеспечивающее преемственность традиций и культурного наследия из поколения в поколение, а также гармоничное существование и сосуществование наций в рамках правового государственного устройства. И это уважение не должно быть выборочным и всеобщим. При этом сегодня, на международной арене, на международном нравственно-правовом поле существует нерешенный вопрос признания геноцида греков Малой Азии, Анатолии и Понта в период с 1908 по 1923 год.

…Повествование сопровождается  отрывками из мощнейшего по содержанию и по форме литературного произведения, романа греческого писателя и историка-исследователя Хариса Циркинидиса «Красная река», что оказывает сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. Также в этом году был проведен показ презентации с материалами о жизни греков Понта, об их активной общественно-экономической жизни и деятельности, о просветительско-образовательной системе греков региона. Мероприятие также сопровождалось мощнейшей документальной кинохроникой событий начала 20-го столетия, связанных с геноцидом, с Греко-турецкой войной 1919-1922гг., с истреблением Смирны в 1922 года. …Заключительные фразы выступления Феодоры Янници: «К вопросу о признании геноцида во всем мире греков Малой Азии и Понта. Наши действия по этой святой дороге – это образование, просвещение, издание и перевод на русский всей литературы (исторических романов и трудов), проведение в российском и международном форматах конференций, мероприятий сегодняшнего просветительского направления. Это взращивание в нашей молодежи, культуры памяти об этой страшной трагедии столетней давности. Это вовлечение в эти процессы лучших представителей филэллинизма. Это наличие переведенной на русский язык литературы об этой греческой трагедии на полках крупных книжных магазинов. Это и есть наша в пространстве бывшего СССР национальная политика – воспитание просвещенных греков и гречанок, имеющих моральное право сказать о себе, что они достойны памяти своих великих предков, своих дедов и прадедов».

Выступление журналиста Никоса Сидиропулоса.

«…Историю творят личности».

«…Как говорят,в истории нет сослагательного наклонения. Ее нельзя переписать заново, провести урок “исправления ошибок”. Многие из нас задаются мучительными вопросами. Почему все это случилось с нашим народом? Какие выводы мы должны сделать из всех, периодически обрушивающихся на Грецию, наш народ, бед и катастроф? Ведь главную причину пришедшей к тебе беды надо искать не во внешних причинах, а в самом себе.

Сделать выводы – это так же дать честные, беспристрастные оценки всем ключевым руководителям Греции в то время, греческому обществу, процессам на Понте.

Масштабы греческой современной катастрофы могли быть гораздо меньшими, если бы в самом Греческом мире было единство и согласие. Греция, вступившая в Первую мировую войну на стороне Англии, Франции («Антанты»), греческое общество, не были монолитными. Монархисты («василики») либералы («венизелики»). Все решила фантастическая политическая воля великого политика харизматичного Элевтериоса Венизелосса, его одержимость «великой идеей» - возвращения Грецией, греками всех своих исконно греческих земель. Успешные, победоносные для Греции Балканские войны. Триумф Версаля. Успешное начало греко-турецкой войны. Севрский мирный договор (август 1920 г.). Катастрофические для него (Э.Венизелосса) результаты выборов ноября 1920 года, когда еще недавний кумир нации не получает от нее мандата доверия.

Все играет против Греции. Выборы ноября 1920 года. Нелепая смерть короля Александра. Возвращение в Грецию короля германофила. Усталость армии от непрекращающихся на протяжении 8 лет войн. Политические элиты не демонстрируют единение во имя Греции. Но это все частности.  Что такое геополитика? Заложниками этого «явления» стали христианские народы Османской империи, истребление которых во имя своих захватнических империалистических интересов предпочли не заметить, закрыть на них глаза сильные мира того времени. На уничтожение греков, армян, ассирийцев, других малых христианских народов младотурками, кемалистами, курдскими наемными головорезами, совершивших страшные преступления против человечности под чутким руководством своих немецких наставников – кайзеровской Германии. Для реализации дьявольского плана младотурок и кемалистов по созданию моноэтнического Турецкого государства ими была поставлена «математическая» цель, как сегодня говорят герои вестернов: «Ничего личного» - уничтожения всего христианского элемента Османской империи, в котором кровавые турецкие  палачи видели потенциальных апостолов Эллинизма, Христианства. …Сегодня заложниками геополитики сильных мира сего стало, к примеру, христианское население Сирии. …Югославия. Украина. Сегодняшняя ситуация в Скопье. Теория управляемого хаоса. «Пантократор» (США) и его верные «нукеры» (Лондон, Брюссель и Берлин) расписывают свои правила поведения для остального мира. Таковы реалии. …Тогда, за период от 1908 года до 1923 года, в Османской Турции были уничтожены миллионы греков, армян, ассирийцев, представителей малых христианских народов, но сильные мира, кто могли остановить эти преступления турок, предпочли быть «глухими».  Нажива для них всегда сильнее совести.

…Будь они все прокляты Богом и Историей!

…Историю творят великие личности, каковой был Элевтериос Венизелос. При всех его ошибках, он был обязан реально помочь греческому населению Понта и отрядам самообороны. Будь он у власти, совершенно не принижаю Димитриса Гунариса, уверен, такого катастрофического финала не было! …В семейной памяти фактически всех присутствующих в этом зале, есть свои душераздирающие истории о наших дедах и прадедах, близких, кто стал невинной жертвой геноцида турок в Османской империи. Истории, леденящие кровь. Мне отроку 12-13 лет довелось эти истории услышать от своей яи (бабушки) Пелагеи (Панаилы), видевшей воочию преступления турок и их наемников курдов. Историю о том, как в корабле, доставляющем спасающихся от резни турок греков и армян в Новороссийск, на ее руках был умерший ее 3-летний сын Левтерис. …Когда нынешние турецкие правители с пеной у рта отрицают преступления турок (турецкий геноцид) по отношению к грекам, армянам, ассирийцам, другим малым христианским народам, мне хочется им донести повествования о том «как это было»  наших бабушек рассказы, им совершенно незачем было лукавить душой. Но куда там – они видят и слышат только то, что им выгодно. Мол де «на войне как на войне». Никакого геноцида. Это сугубо внутренне дело Османской империи, «удалявшей» в глубинные территории подальше от линии фронта нелояльное христианское население. Никаких вам  заживо сожженных, разорванных толпой мусульман фанатиков, погибших «белой» смертью в ходе этого переселения, пропавших в рабочих батальонах. Ничего не было, младотурки и отец основатель современного турецкого государства агнцы божии.  

О каком покаянии Турции может идти речь, если, мы это видим, какой янычарский оскал демонстрируют они России за 24 апреля 2015 года.  …Поделюсь с вами своими впечатлениями, когда недавно, будучи в греческом еще 30 лет назад казахстанском Кентау, обнаружил там улицу Ататюрка. Вы мне скажете, Феодора Янници «подсказывает», что скоро такая улица, музей уже есть, скоро будет в северной столице Греции при ее нынешнем «чудаке» мэре, которого дважды избрали на этот высокий пост избиратели, большая часть которых являются понтийцами. …К счастью, повторяю, историю делают личности. Решение Парламента Греции от 24 февраля 1994 года было фактически подготовлено деятельностью апостолов «Понтийского вопроса». Таких, как Михалис Харалампидис и Константинос Фотиадис – автор 14-томного исторического труда «Геноцид греков Понта». Показываю вам сейчас эту книгу, переведенную на русский язык, изданную при помощи Благотворительного фонда Ивана Саввиди. Что же Греческое государство? После 24 февраля 1994 года оно фактически самоустранилось от святого дела международного признания геноцида греков в Оттоманской Турции, оставив этот вопрос нашим греческим апостолам, их единомышленникам. Горькая констатация профессора Фотиадиса «Греческое государство – наиболее филокемалистское в Европе».

Наверное, не все в этом зале знают, что менее чем через 10 лет Элевтериос Венизелос представит кандидатуру палача Понтийского эллинизма, отца современной турецкой нации на соискание Нобелевской премии мира. Вот такие метаморфозы, гримасы истории.

…Что же нам остается делать? Нам остается быть просвещенными греками, помнящими историю своего народа, трагедию наших дедов и прадедов – невинных жертв турецкого геноцида. Просвещение и знания. Издание литературы на темы геноцида. Документальных лент. Лучше все-таки читать эти труды в оригинале на греческом. Наши действия – это единство и память, присутствие сотен греков Москвы на субботней литургии Памяти в греческом храме Всех Святых на Кулишках. …Преступления турецких палачей все ждут своей справедливой исторической оценки - во имя Правды и Истории».

Выступление генерального консула Греции в Москве г-жи Элени Михалопулу.

«…Меня до глубины души тронула только что просмотренная нами документальная лента. Трудно говорить. На глаза наворачиваются слезы. …Признание геноцида христианского населения, греков в Османской Турции - это акт справедливости. Это акт истины. Это акт признания исторической правды. Что касается признания геноцида греков малоазийского Понта Парламентом Греции, то здесь всяческой похвалы достойны усилия таких ведущих исследователей историков Михалиса Харалампидиса и Константиноса Фотиадиса, о которых только что сказал господин Сидиропулос. В завершение выступления, после просмотра нами документального фильма, потрясающих кадров свидетельств о трагедии греков и христианского населения в Османской Турции. Что касается катастрофы Смирны, то она, как понимаю, совпадает с   третьей фазой турецкого геноцида. …Во все века единственный способ мирного сосуществования  это единение, единодушие, стремление к мирному  сосуществованию и сотрудничеству. Эти, казалось бы, очень простые, само собой разумеющиеся, истины. Об этом написано Платоном, Священное Писание об этом пишет. И мы с вами все это прекрасно понимаем. Удивительно, почему человечество не может прийти к этому единению. В Греции мы так, к сожалению, и не научились этому уроку Единения, несмотря на все трагедии, пережитые Элладой, эллинизмом. Распри, раскол общества, начиная со времен Троянской войны, Пелопонесской войны, Византийского периода, Гражданской войны в период  национально-освободительного движения, Гражданской войны после завершения Второй мировой войны. Это наша греческая родовая черта, которая проявляется до сих пор. Она прослеживается во всех сферах человеческой деятельности.  Мы, повторяюсь, не добились таких целей для греческого общества, как Единение и Единство. И именно в этом нам предстоит большая работа. Человеческая душа полна пороков, инстинктов охоты за славой и властью, богатством любой ценой. Когда инстинкты эти просыпаются, они дают зеленый свет всему тому, что мы видим сегодня в мире: войны, страдания миллионов людей, торжество темных и злых сил. Дорогие друзья! Наследие античной Эллады указывает нам путь к исцелению наших душ – сосредоточение человека в божественной части его души, как говорил Платон, а так же сосредоточение обществ в божественной части своей души. И как возможно придти к этому сосредоточению к добру и любви. Гуманистические ценности – Образование и Просвещение. Проповедь Добродетели. И, в конечном итоге, движением к Истине и Правде. Считаю, что именно такие мероприятия, как сегодняшнее здесь в этой аудитории, помогают нам извлекать уроки и приходить к истине, миру и справедливости в обществе, мире, между народами и государствами. Завершая, хочу сказать, что мы в Греции благодарны России за то, что она являлась убежищем греческого населения Османской Турции. И это как раз одна из причин, которая доказывает прочные исторические, божественные узы между нашими народами. И эти узы, несмотря на все современные вызовы, развиваются и дают плоды, создают и надежды. …Мы должны извлекать уроки из всех исторических перипетий, драм, трагедий, имеющих место быть в истории нашего народа. Нам необходимо извлечь уроки из современной греческой, греков Понта и Малой Азии, трагедии в первой четверти 20-го века. Просвещение и…историческая память – тот путь, познание которого дает нам право на завтрашний день. Убежден, что среди присутствующих здесь нет случайных людей – здесь те, кто открыл в своих душах божественное начало».

Выступление Георгия Илиади – исследователя, общественного деятеля.

«Уважаемые соотечественники! Филэллины! Прежде всего, хочу поблагодарить госпожу генерального консула Элени Михалопулу за ее блестящее, проникновенное выступление. Тема завершающей части сегодняшнего вечера, посвященного геноцида греков Понта и Малой Азии, христианского населения Османнской Турции – признание международным сообществом этих страшных преступлений против человечности правителей Турции, младотурок и кемалистов. То, чего не сделали сразу тогдашние международные институты (Лига наций и др.). Ведь, если этим преступлениям были даны суровые оценки тогда в 1920-х гг., то это послужило бы хорошей «прививкой» для недопущения преступлений гитлеровского нацизма, фашизма. Таких оценок не последовало. Кемаль паша, более того, был «номинирован» Элевтериосом Венизелосом на Нобелевскую премию мира. Таковы гримасы истории. Внимательно слушая всех говорящих голов только что просмотренного документального фильма, меня поразили негативно выводы греческого историка профессора, который, вполне вероятно, их доносит широкой греческой студенческой аудитории, о том, что Греция вряд ли смогла контролировать ситуацию в пространстве Смирны, отошедшей не по результатам Севрских мирных договоренностей. Чему может научить этот «отстраненный» взгляд, «беспристрастные» выводы на данные события подобного рода профессоров? Мне бы не хотелось, что подобные «добродетели» взращивались в умах греческого студенчества. Мне так же совершенно непонятна реакция руководства греческих левых сил, их позиция по отношению к известным «выводам» по катастрофе Смирны (малоазийской) одиозной госпожи Репуси, которая утверждает, срывая овации у политического руководства Турции и ее турецких коллег, что никакой катастрофы, резни (геноцида) греческого, христианского населения там вовсе не было. Что было? Излишнее «столпотворение», сосредоточение людей. Кто-нибудь из левых коллег ее поправил? У истории нет сослагательного наклонения. В продолжении сказанного моим другом журналистом Никосом Сидиропулосом о цепи фатальных «персональных» ошибок, рокового стечения обстоятельств, сыгравших свою негативную роль в этих событиях – трагедии греков Понта и Малой Азии, христианского населения в Османской Турции. Безусловно, нам следует понимать, что решения принимались в условиях перманентных исторических «блицев», в условиях перманентно привходящих «головоломок». Для меня, да и, уверен, большинства из вас, очевидна истина, что греческим войскам необходимо было освобождать греческие Малую Азию и Понт и, ни в коем случае, не углубляться в турецкую Анкару, какими бы стратегическими выгодами это не диктовалось. Там, некогда в пространстве греческой Византии, греки не жили! Именно после этого война из справедливой национально-освободительной приобрела для Греции, всячески провоцируемой ее союзниками, характер империалистической, захватнический. Одно, когда ты освобождаешь свою родную землю, где тебя ждут счастливые лица, объятия соотечественников и другое, когда их там нет уже долгие столетия. Теряется главное – моральная сторона исторической справедливости и божественного промысла. Отсюда и коренной перелом, поворот в греко-турецкой войне. Необходимо было освобождать родные земли, воевать на два фронта вместе с партизанским движением греков на Понте, оказать ему всяческое содействие оружием и военными кадрами. …Сыграли, безусловно, свою роль и союзники. Позорная роль ленинской большевистской России, сыгравшей чуть ли не самую главную роль в коренном переломе греко-турецкой войны. В России миллионы умирали от голода, но «классовая» солидарность с другом Кемалем для вождя русской революции была намного важней, чем миллионы жизней людей.  Оружие большевиков, золото, инструкторы, многие из которых, видя творимые турками преступления, в их более поздних воспоминаниях, покаялись за эту свою солидарность с палачами. …Из всего необходимо делать правильные выводы. О сегодняшнем состоянии греческого общества, пребывающего, как и греческая экономика, в глубочайшем кризисе. Кто выбирает Бутариса дважды мэром северной столицы? Избиратели. Получается, он вот именно такой «музеефикатор Кемаля», по нраву своим избирателям, которые в своем большинстве являются представителями греков исторического Понта. Мой учитель философ Кессиди учил меня и своих учеников зрить в корень, искать причины. Причины – это уровень знаний, которые дают пресловутые «профессора», которые приходят к выводам «мы бы и так потеряли Смирну», это деятельность  многочисленных в греческом обществе «Репуси».  Это, соглашусь с предыдущими выступающими, отсутствие единения и божественного промысла в греческом политикуме. Историю творят личности, такие как Михалис Харалампидис и Константинос Фотиадис, которых имею счастье знать, называть своими друзьями. Мы же должны всячески им помогать, кто возвратил нам наше право на память о трагедии греков Понта. Выражаю благодарность директору Греческого культурного центра Феодоре Янници за орназованный ГКЦ, подходящий к своему завершению, вечер памяти, посвященный геноциду греков Малой Азии и Понта».  

Выступление члена Совета МОГ Надежды Кузнецовой-Шихиди

«…У меня память об этой страшной трагедии Понтийского эллинизма связана с моей яей (бабушкой) Марией Афанасьевной Спиро – уроженкой села Хофуз близ Трапезунда. Ее память об этих событиях. Бабушка Мария родилась в 1897 году, ее не стало в 1977 году. В 1916 году они, весь ее род, спасаясь от турецкой резни, на корабле прибыл в Новороссийск и поселился в селе Бжид БЛИЗ Джубги Туапсинского района. Семью бабушки фактически спас друг ее старшего брата Димитрия турок, который сообщил о ему о надвигающейся беде – резне, которую на рассвете собирались учинить турецкие головорезы. Димитрий ночью прискакал на лошади в село и сообщил всем об этом. Их семьи были традиционно большими. В их семье было 11 человек. …Бабушка вспоминала, когда корабль приплыл в Новороссийск многие и она так же целовали российскую единоверную землю. Россия тогда приютила греков. Сотни тысяч понтийских греков нашли в ней убежище. Сегодня здесь я полностью осознала и ту негативную, трагическую роль, сыгранную уже ленинской Россией по отношению к грекам Малой Азии и Понта. Хотя в памяти моей бабушки Марии роль Ленина осталась положительной. «Он дал нам прибежище в России»,- эти слова она мне сказала, когда приехала ко мне в гости в Москву и мы вместе отправились в мавзолей Ленина. Получается, она так хотела думать. Моя память о моих греческих предках на Понте – это моя бабушка Мария и моя мама Прасковья Пантелеевна, которой не стало недавно. Мы просто обязаны сохранить эту память о трагедии греков Понта и передать ее будущим поколениям. Это наш долг».

Последним выступлением уже с места стало Дианы Пурсановой – она говорит о  том, как приобрести труд профессора К.Фотиадиса, который у нее и многих наших молодых парней и девушек оставил о себе яркую память после встречи в клубе «Ромиосини» в конце ноября 2014 года. Как приобрести роман Хариса Циркинидиса «Красная река»? Наша соотечественница является для автора этих строк одним из главных и ярких открытий ушедшего 2014 года. Всем нам памятно представление нашей молодежи «Здесь и сейчас» - о торжестве греческого духа созидания, переносящее нас из античной Греции в Византию и Понт, в наши современные греческие реалии – греков Зарубежья и Континента. Выступление Дианы еще раз говорит нам о том, что необходимо издавать всю лучшую литературу, исторические труды, посвященные истории геноцида.

…Вечер памяти о геноциде греков Малой Азии и Понта, христианского населения Османской Турции подошел к своему завершению. Но еще долго все присутствующие на нем не хотели расходиться, обменивались своим мнением, своей памятью о своих предках на Понте. Память – это спасение наших душ, это та территория Добра и Единения, которая защитит наши души от беспамятства и зла.

Через 5 дней, 23 мая 2015 года, сотни греков столицы России соберутся на Литургию Памяти – о наших дедах и прадедах, ставших невинными жертвами человеконенавистнических планов правителей Османской империи, младотурок и кемалистов. Чтобы вознести свои молитвы Господу о миллионах греках в Османской империи, ставших ново мучениками нашей Православной Христовой веры. Чтобы собраться всем вместе и всем вместе задаться вопросом «Почему это с нами слусилось?».

«…Мы простили, но будем помнить всегда».

Никос Сидиропулос. Москва.

Послесловие.

Хотел бы сказать слова благодарности Греческому культурному центру, ее руководителю Феодоре Янници за блестящую организацию памятного вечера «Геноцид – право на память» («Γενοκτονία– δικαίωμαστηΜνήμη»), атмосферу синергии, единения, добра.

 

…Что предшествовало трагическим для судеб греков Понта событиям?

Революция 1908 г. «Комитета Союза и Прогресса» (младотурок) предопределила последующую трагическую судьбу греков, армян, ассирийцев, курдов, других национальных меньшинств, живущих на территории Оттоманской империи. Заявленная изначально младотурецким комитетом декларация «равенства и свободы» для всех народностей империи, на поверку оказалась блефом. Оттоманская империя («Большой пациент») к концу 19-го века — началу 20-го века трещала по швам — данный диагноз «де факто» констатировали результаты русско-турецких войн 18–19 веков, Балканские войны 1912–1913 гг. На своем съезде, который прошел в 1911 г. в Фессалониках, младотурками было принято решение сделать Малую Азию (Оттоманскую империю) мусульманской страной.  Данное решение «Комитета Союза и Прогресса» явилось фактическим вынесением смертного приговора всем немусульманским народам империи.

Наглядно иллюстрируют эти намерения прямые угрозы, сорвавшиеся из уст турецкого премьер-министра Шевкет-паши во время его встречи, прошедшей 26 июля 1909 года в Константинополе, с Вселенским патриархом Иоакимом Третьим: «…Мы отрежем вам головы, мы вас уничтожим. Выживем либо мы, либо вы». Патриарх, не удостоив ответом турецкого премьера, хлопнув дверью, ушел. В зловещих планах «тройки» вождей младотурок, Энвера- Талаата- Джемаля (1913-1918 гг.), было отказано в праве жить на этой земле грекам, армянам, ассирийцам, христианским народам Оттоманской Турции.

…Траурный мартиролог трагедии эллинизма малоазийского Понта – сотни тысяч безвинно убиенных греков. Сожженных заживо младотурецкими варварами в православных храмах, растерзанных толпой мусульман фанатиков, сгинувших в рабочих батальонах, погибших от голода, холода, издевательств турецких конвоиров во время переселения из Понта через пустыню Месопотамии в глубинные области Оттоманской империи. Пепел их, новомученников нашей греческой православной веры, невинно убиенных душ все стучит в наших сердцах - их соотечественников, потомков: внуков и правнуков. Каждый год на сотнях митингов дня Памяти «19 мая» потомки безвинных жертв геноцида греков Понта повторяют эти слова: «…Мы простили, но будем помнить об этом всегда. Память о наших предках, безвинных жертвах турецкого геноцида - это не уходящая из наших сердец боль. Наш долг – сохранить историческую память о трагедии эллинизма Понта, передать ее новым поколениям греков. Без этой памяти у нас нет права на будущее. Память — это спасение наших душ, наше право на завтрашний день».  …На траурной панихиде в греческом храме на Славянской площади соберутся греки Москвы, потомки греков Понта, в семейных преданиях которых сохранилась память о страшных испытаниях, через которые прошли их прадеды и предки в Оттоманской Турции в первой четверти 20-го века, на протяжении сотен лет после падения Византийской империи (1453 г.) и Трапезундской империи (1461 г.). 

18.05.15.KEP. OEM. Genoktonia.3.jpg18.05.15.KEP. OEM. Genoktonia.6.jpg18.05.15.KEP. OEM. Genoktonia.7.jpg18.05.15.KEP. OEM. Genoktonia.10.jpg18.05.15.KEP. OEM. Genoktonia.11.jpg18.05.15.KEP. OEM. Genoktonia.12.jpg18.05.15.KEP. OEM. Genoktonia.14.jpg18.05.15.KEP. OEM. Genoktonia.16.jpg18.05.15.KEP. OEM. Genoktonia.17.jpg

Вернуться в основной раздел

Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта

Обратная связь