Дорогие друзья,
Греческий Культурный Центр – ГКЦ (www.hecucenter.ru ) рад представить информацию о новой магистерской программе Исторического факультета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) - «Политика памяти о Холокосте и геноцидах» по направлению 46.04.01. История.
Это первая и единственная на постсоветском пространстве образовательная программа по комплексному изучению проблематики культуры и политики памяти об оккупационном режиме на территории СССР в годы Великой Отечественной войны, Холокосте и геноцидах.
Программа носит междисциплинарный характер с акцентом на геноциды христианских народов в годы Первой и и евреев Европы в период Второй мировых войн, а также изучает истоки и универсальность этой проблемы. Лекционные и семинарские занятия проводятся в контексте истории Великой Отечественной войны, нацистского и румынского оккупационных режимов на территории СССР.
Форма обучения (2 года) – очная. Предполагается выделение 5 бюджетных мест. Возможна оплата обучения общественными организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах, имеющих опыт волонтерской работы в проектах по сохранению памяти о Холокосте и геноцидах.
Программа реализуется на базе Международного научно-образовательного центра истории Холокоста и геноцидов РГГУ, созданного в 2016 году (директор Центра – профессор РГГУ И.А. Альтман).
Вступительные экзамены и собеседование – в начале августа 2023 года. Справки по тел. 89169064998.
Ниже прилагается подробная информация.
Ждем Вас !!!
Информационное письмо «Политика памяти о Холокосте и геноцидах» http://www.hecucenter.ru/up/ письмо.Магистратура 2023.pdf
46.04.01 История
Факультет: исторический
Кафедра: Международный научно-образовательный Центр истории Холокоста и
геноцидов
Программа магистратуры: Политика памяти о Холокосте и геноцидах
№ |
Наименование дисциплины |
Семестр |
З.е. |
Кол-во часов |
Форма контроля (экзамен / зачет) |
|
|
Обязательная часть |
|||||||
|
Иностранный язык в профессиональной деятельности |
1 |
3 |
108 |
Экзамен |
|
|
|
Методология исследовательской деятельности и академическая культура |
1 |
2 |
72 |
Зачет |
|
|
|
Межкультурное взаимодействие |
1 |
2 |
72 |
Зачет |
|
|
|
Методика преподавания истории в Вузе |
1 |
3 |
108 |
Экзамен |
|
|
|
Этноконфликтология |
1 |
3 |
108 |
Экзамен |
|
|
|
Геноциды XX века: терминология, признание, отрицание |
1 |
3 |
108 |
Экзамен |
|
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|||||||
|
Источниковедение истории Холокоста |
2 |
4 |
144 |
Экзамен |
|
|
|
Историография истории Холокоста |
3 |
3 |
108 |
Зачет |
|
|
|
Отечественная и зарубежная историография оккупационного режима на территории СССР |
3 |
3 |
108 |
Экзамен |
|
|
|
История Холокоста в Германии |
1 |
3 |
108 |
Зачет |
|
|
|
Холокост в странах-союзниках Германии, нейтральных и оккупированных государствах Европы |
1 |
3 |
108 |
Экзамен |
|
|
|
Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР |
2 |
3 |
180 |
Экзамен |
|
|
|
Спасение жертв Холокоста. Праведники народов мира |
2 |
3 |
180 |
Экзамен |
|
|
|
Судебные процессы над нацистскими преступниками |
3 |
3 |
180 |
Экзамен |
|
|
|
Русская эмиграция и нацистские преступления: соучастие, противодействие и память |
3 |
3 |
180 |
Экзамен |
|
|
|
Политика памяти о Холокосте в СССР и РФ |
2 |
4 |
144 |
Зачет |
|
|
|
Отрицание Холокоста |
3 |
3 |
180 |
Экзамен |
|
|
|
Преступления вермахта на оккупированной территории СССР: историография, источники, методология исследования |
3 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
|
Травма в исторической памяти |
1 |
3 |
180 |
Зачет с оценкой |
|
|
Элективные дисциплины |
|||||||
|
Антисемитская пропаганда: формы, методы, эффективность |
1 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
|
Еврейское сопротивление в годы Холокоста |
1 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
Элективные дисциплины |
|||||||
|
Политика памяти о Холокосте в образовательных программах РФ и за рубежом |
2 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
|
Отечественные и зарубежные архивы по истории Холокоста |
2 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
Элективные дисциплины |
|||||||
|
Холокост в культурной памяти Европы и США |
3 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
|
Экономические аспекты Холокоста: конфискация, котрибуции, репарации и компенсации |
3 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
Элективные дисциплины |
|||||||
|
Культура памяти о Холокосте и геноцидах в литературе и искусстве |
3 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
|
Культура памяти о Холокосте и геноцидах в кинематографе |
3 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
Элективные дисциплины |
|||||||
|
Деятельность государственных организаций по сохранению памяти о преступлениях оккупантов в годы Великой Отечественной войны |
2 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
|
Деятельность общественных институтов по сохранению памяти о преступлениях оккупантов в годы Великой Отечественной войны |
2 |
3 |
180 |
Зачет |
|
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ
по направлению: «История»
Магистерская программа «Политика памяти о Холокосте и геноцидах»
Москва 2023
«Политика памяти о Холокосте и геноцидах»
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению: "История",
Магистерская программа: «Политика памяти о Холокосте и геноцидах»
©Российский государственный гуманитарный университет, 2023
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению - «История», магистерская программа «Политика памяти о Холокосте и геноцидах» составлена на основе требований последнего поколения государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению «История» (второго уровня высшего образования).
Программа включает следующие основные разделы:
- история России эпохи средневековья и Нового времени;
- история России новейшего времени;
- История Холокоста;
- История геноцидов в ХХ веке.
Тема 1 История России в период средневековья и Нового времени.
Киевская Русь: создание государства. Развитие государственности, государственное управление, роль князей и веча. Социальная структура древнерусского общества. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Распространение письменности на Руси. Формирование феодального государства в России в период до XIII в. Причины наступления периода раздробленности Руси. Характерные черты политического строя отдельных русских земель. Расцвет летописания. Централизация политической системы и организация социально-экономических отношений в России средневекового периода (XIV – XV вв.). Образование единого Русского государства. Территория и население Руси в XVI в. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение страны, становление самодержавной власти. Россия в XVII в. Новые идеи в русской культуре: обмирщение культуры, усиление светских элементов, интерес к достижениям западноевропейской культуры. Развитие образования. Школы. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Российская империя в XVIII - начале XX вв.: особенности политического, экономического и культурного развития.
Тема 2 История России в период Новейшего времени. Февральская и Октябрьская революции 1917 г.
События от Февраля к Октябрю. Возможности эволюционного и революционного путей развития страны в оценках современных историков. События Октября 1917 г. Формирование советского государства в условиях Гражданской войны, нэпа и сталинской модернизации. Россия между двумя мировыми войнами. СССР в Великой Отечественной войне. Крупнейшие военные операции и основные события Великой Отечественной войны. Оккупационный режим. .Сопротивлоение. Итоги и уроки Второй мировой войны. Основные тенденции развития и кризиса советского общества в 1945 – 1991 годах. Внешняя политика СССР. События августа 1991 г. и их последствия. Распад СССР и провозглашение СНГ. Постсоветская Россия: особенности политического, экономического и духовного развития. Сайт Росархива и проекта «Без срока давности» о преступлениях нацистского оккупационного режима.
Тема 3 История Холокоста:
Термин «Холокост». Истоки Холокоста. Приход нацистов к власти и антиеврейское законодательство (1933-1935). Антисемитская пропаганда: создание образа врага. Эвианская конференция и проблемы еврейской эмиграции. События «Хрустальной ночи». Оккупация Польши: Создание гетто и лагерей смерти. Ванзейская конференция об «окончательном решении еврейского вопроса». восстания в Варшавском гетто и лагере смерти Собибор. Особенности Холокоста на территории СССР. Борьба с «иудо-большевизмом». Статистика жертв. Бабий Яр и Змиевская балка как символы Холокоста. Участие коллаборационистов в Холокосте. Еврейское сопротивление: Спасение евреев. Праведники Народов Мира. Тема Холокоста в искусстве. Музеи и мемориалы Холокоста. Резолюции ГенАссамблеи ООН о Холокосте. Отрицание Холокоста.
Тема 4. Геноциды ХХ века:
Определение термина «геноцид». Геноцид армян в Оттоманской империи. Первая мировая война и геноцид христианских народов. Геноцид народов рома и синти (цыган) в нацистской Германии и на оккупированных территориях. Геноцид в Руанде. Геноцид на территории бывшей Югославии: Сребреница. Международный трибунал ООН по гоеноциду. Проблема признания и отрицания геноцидов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для подготовки к вступительному экзамену «Политика памяти о Холокосте и геноцидах»:
Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта