HCC
RU GR

Никос Мастеропулос. Он прожил свою жизнь, являясь монахом в миру. Свою жизнь он посвятил живописи, Православию, нашему народу

Добавлено: 10 сентября 2018 г. 13:08

9 сентября 2018 года нашему соотечественнику выдающемуся художнику – иконописцу Никосу Мастеропулосу исполнилось бы 70 лет. …Чтобы помнили.

В этот сентябрьский московский солнечный день многие из нас, кто знал этого необыкновенного, не от мира сего, человека, кто дружил с ним, кому судьба подарила счастье знать его, общаться с ним, непременно вспомнят о нем, поклонятся его памяти. У каждого из нас свои личные воспоминания о Никосе Мастеропулосе.

Никос Мастеропулос. Николай Панайотович Мастеропулос (9.09.1948. – 11.03.2003).

Человек, оставивший свой след в живописи и в нашей, его соотечественников, памяти. 9 сентября – день рождения нашего соотечественника.  Он был великим художником, который свои неполные 55 лет земной жизни, отмеренные ему Господом, посвятил живописи, Православию, нашему, греков исторического Понта, народу.

Со времени проведения первой персональной выставки (25 августа-6 сентября 2005 года)

 в Выставочном зале МСХ на Кузнецком мосту великого художника иконописца Никоса Мастеропулоса минуло 5 лет. Первая Его персональная выставка.

…Никоса Мастеропулоса не стало 11 марта 2003 года.

Вслед за его первой персональной выставкой в Выставочном зале МСХ последовали другие: в Архангельском, Московском доме национальностей, на других площадках.   

…Менее 5 лет потребовалось, чтобы были осознаны масштабы его творческого дарования. А ведь для определения роли и места человека в истории, в истории его профессии зачастую требуются долгие годы, многие десятилетия. Во время разговоров с нашими соотечественниками художниками «родом из Советского Союза», проживающими и творящими сегодня в России и Греции, обращаю их внимание к личности Никоса Мастеропулоса. Альбина Акритас, Яннис Кириакидис, Ираклис Пархаридис, Павлос Арзуманидис, Георгос Илиадис, Наталия Костаки, Владимир Попов, Михаил Багларидис единодушны в своем слове о нем: «…Никос Мастеропулос - великий художник». …Нет уже более с нами Владимира Попова и Ираклиса Пархаридиса.

Покинул этот бренный мир друг Никоса Мастеропулоса великий археолог Виктор Сарианиди. Осталась память и горечь о том, как много бы еще он успел сотворить.

Никос Мастеропулос.

Во время встреч с его друзьями греками понтийцами великим археологом Виктором Сарианиди, историком Костасом Фотиадисом, подвигшего своего друга и брата Никоса Мастеропулоса к теме трагедии геноцида греков Понта в Османской Турции, художником и творцом понтийских лир Георгием Илиадисом мои собеседники обязательно обращают свою память к нему. «…Он был великим живописцем, подлинным православным человеком, греком понтийцем. Его жизнь являлась истовым служением нашему народу». 

9 сентября – 70-й день рождения нашего соотечественника. 16-й день рождения

Никоса Мастеропулоса, который отмечается его друзьями и близкими в его отсутствии.

В этот день каждый из них, уверен в этом, хотя бы несколько минут несет его образ в своей душе, в своей памяти: сокровенные, понятные только им, фрагменты их разговоров, что-то из недоговоренного о том, что их волнует и радует, как непросто в этой суровой жизни оставаться приличным человеком. Разговор с ним: близкие, друзья, соотечественники. …Только им понятный разговор двух греков – понтийцев – легендарного археолога Виктора Ивановича Сарианиди и живописца Николая Панайотовича Мастеропуло, любивших и ценивших друг друга, споривших до «сверкающих искр». Они встретились на небесах и заключили друг друга в объятия.

…Со времени первой персональной выставки Николая Мастеропуло минуло 13 лет.

За это время закончил с отличием Афинскую академию живописи его старший сын Яннис, который в последующие годы продолжил великое дело отца, став в ряд известных греческих и российских иконописцев.  Младший сын Михаил востребован в профессии архитектора и, одновременно, продолжает дело отца. Его сыновья и ученики, воспитанные им в строгих консервативных канонах понтийских греков.

…На выставке работ Николая Мастеропуло и его сыновей Янниса Мастеропулоса и Михаила Мастеропулоса, которая будет непременно проведена в Москве в обозримое время, будут представлены работы: живопись, перегородчатая эмаль, миниатюрная мозаика. На эту выставку вместе со своим крестным отцом придет, делающий свои первые шаги в живописи Николай Михайлович Мастеропуло, который в будущем обязательно  продолжит дело своего великого деда, продолжит просветительскую миссию семьи понтийских греков Мастеропулос (Масторопуло). Крестный отец отрока Никоса Мастеропулоса – историк Костас Фотиадис, для которого его дед был другом и братом, единомышленником. …Вот такая получается незримая прочная духовная нить связи.     

...9 сентября – день рождения великого живописца Никоса Мастеропулоса, посвятившего свои, отмеренные ему Творцом, 55 лет земной жизни живописи и православию, нашему народу. Он был подлинно православным человеком – несуетным монахом в миру.

Никос Мастеропулос

…13 лет назад прошла его первая персональная выставка. В Выставочном зале Московского Союза художников (Кузнецкий мост, 20) с 25 августа по 6 сентября 2005 года прошла выставка работ художника Николая Мастеропуло – «Николай Мастеропуло. Живопись. Эмаль. Мозаика». Персональная его выставка …без него.

 На данной выставке были широко представлены живописные работы художника 1980-х начала 1990-х годов. Это портреты друзей и пейзажи, написанные нашим соотечественником во время его творческих поездок по России и Греции. Особый раздел экспозиции составляют эмали на меди, в создании которых художник достиг наибольшего совершенства. Они уникальны своими размерами и сложностью фактуры, которая достигалась многократными обжигами эмалей. Все произведения объединены в тематические серии: «Рыцарь и смерть», «Обжорство» («Раблезианство»), «Мифы Древней Греции», «Портреты композиторов», среди коих портрет его любимого греческого композитора Маноса Хадзидакиса. «Абстрактные композиции».

Одной из ярких тем в творчестве художника была «Понтийская тема».

Ряд произведений, созданных им в 1980-е годы, посвящен культуре и традициям народа, жившего на побережье Черного моря (Понта Эвксинского).

Портреты понтийцев (греков Причерноморья) мужчин и женщин в традиционных костюмах. Понтиец играющий на лире. Картины, на которых изображены искрометные танцы греков Понта, герои понтийских поговорок и афоризмов. «Τρανόν βούκαν φα – και τρανόν λόγο μη λες», «Άρκος, λύκος, μουχτερός και τη νίχτα γυρεύος», «Γουτερεμένα σκιλιά». Интерпретации к этим и многим другим поговоркам и афоризмам нашего народа. Картина «Η μαύρον μου Αυλίανα» («Бедная моя Родина»). Авлиана (малая родина предков Николаоса Мастеропулоса) – пригогрод нашего «Иерусалима» (Трапезунда). Его предки, спасаясь от турецкого геноцида, поселились на юге России. Дед художника был талантливым инженером, возводивший мосты через реки. Отсюда и понятно происхождение фамилии – «Масторопулос» (мастеровой!). История греков Понта – предмет пристального интереса художника. Это и знания, почерпнутые от своего отца Панайота – ответственного работника министерства образования (греческого патриота), дом которого был неформальным «греческим клубом» для десятков его московских соотечественников. Знания от этнографов, от своей «кровной» интуиции художника.

Эти работы выполнены в разных художественных техниках: масло, эмаль, мозаика. Многочисленные работы на понтийскую тему говорят о глубокой духовной близости художника к истории и культуре своего народа – греков исторического Понта.

Николай Мастеропуло. Родился 9 сентября 1948 года в Москве.

В 1973 году окончил Высшее художественно-промышленное училище (ныне Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г.Строганова).

Вступив в Союз художников, с 1977 года работал в Комбинате монументально-декоративного искусства Художественного фонда РСФСР. В 1979 году им была закончена серия декоративной скульптурной керамики для станции московского метро «Ботанический сад». В 1980 г. работает над оформлением Московского инженерно-физического института на тему «Наш город – Москва». В 1985 г. завершает оформление (керамика и металл) института ЦИТЭО в Москве. С начала 1980-х гг. принимал участие в престижных коллективных выставках, проводившихся в Советском Союзе и за рубежом (Равенне, Берлине, Риме). Лауреат Премии Художественного фонда РСФСР в области монументально-декоративного искусства. С 1988 г. он обращается к технике эмали на меди. В 1992 году на Международном симпозиуме в Кечкемете (Венгрия) был награжден медалью за высокое мастерство и уникальный размер живописных эмалей.

С 1997 года художник постоянно жил в Греции на Афоне, где создал большие мозаичные иконы для центрального храма монастыря святого Дионисия.

В последние годы работал в технике миниатюрной мозаики и перегородчатой эмали, возрождая утерянные приемы византийских мастеров.

Никос Мастеропулос скончался внезапно 11 марта 2003 года, оставив незавершенной последнюю работу «Распятие». …Его работы находятся в крупнейших музеях России, Америки, Германии, Кипра, Греции (в Центре Европейской культуры в Дельфах), Швейцарии, Японии, Польши и в Национальной коллекции эмалей Венгрии, а также в частных коллекциях.

…Десятки раз просмотрел документальную ленту Никоса Анагностопулоса «Здравствуй, друже…» («Γεια σου, φίλε!»), которую автор фильма посвятил своему другу – художнику Никосу Мастеропулосу. Мастерская на Афоне. Кадры кинохроники приобщают нас к самому сокровенному – делают сопричастными к процессу Творения мозаичного иконописного полотна. Подле него сыновья, помогающие своему отцу в сей сложной и кропотливой работе. Диалог с монахом Симеоном. Молитва. Водная гладь на фоне заката Афонского солнца и …заснеженная российская дорога с колдобинами – экспедиция в Новгород по следам творчества Феофана Грека, перед творчеством которого он преклонялся. Через 2 дня по возвращению в Москву его не стало. Такова воля Господа.

Никос Мастеропулос. Живописец, пришедший в своем творчестве и в жизни к Богу.

Молитва, труд и смирение перед Богом – составляющие бытия последних «афонских» лет его жизнедеятельности. …В 27 лет он решает креститься. В том же 1975 году, следуя его примеру, решают креститься у его духовного отца о. Кирилла Чернецкого его ближайшие друзья. Платой за эту «дорогу к храму» стали слежки «конторы» (КГБ), обыски в мастерской. С этого времени двумя колоссами его жизни становятся молитва и работа. Категории «Верую» подпирали,  вели по жизни «что делать», «жить не во лжи».

…Мне так и не дано было познакомиться близко с Никосом Мастеропулосом. Незадолго до его ухода из жизни коллега греческий журналист Афанасий Авгеринос, от которого последние два года исходил «прометеев огонь» непременно нас познакомить, сообщил о  скором приезде Никоса из Греции в Москву. Со времени этого нашего разговора прошло около двух недель. Я позвонил Афанасию: «Приехал ли твой знакомый иконописец в Москву?». Ответ моему собеседнику дался с трудом, «комками в горле»: «…Нико, твой тезка Никос Мастеропулос покинул нас. Его не стало 11 марта. Не могу поверить в это».

На недавней, триумфально прошедшей в Салониках, выставке нашего выдающегося соотечественника историка, «апостола «Понтийского вопроса» Костаса Фотиадиса «Понт. Право и ответственность памяти» были представлены работы Никоса Мастеропулоса, его сына Янниса Мастеропулоса, его друга Георгия Илиадиса. В этом факте, согласитесь, присутствует своя глубокая философия истины. Они и сегодня вместе!

На этой выставке были представлены работы известного греческого скульптора родом из Советского Союза, родом из ссыльного Казахстана, грека-понтийца Георгиоса Кикотиса.

…Перед моими глазами врезавшиеся в мою память работы Никоса Мастеропулоса, живописные, иконопись. Останавливая свой мысленный взор перед картинами на этой моей «выставке избранных работ Николая Мастеропуло», вновь прокрутив в моей памяти  исповедальные монологи о нем из уст его самых близких друзей, его сыновей, я вдруг почувствовал, что наше знакомство состоялось! Он никуда не ушел. Он вместе с нами!

«…Γεια σου, φίλε! «…Здравствуй, друже!» .

Никос Сидиропулос. Москва.

Воспоминания о друге

Художник Василий Бубнов:

«…То, что Никос Мастеропулос остался в теории искусств – это однозначно.

Он работал в широком диапазоне. И то, что мы видим на этой выставке, как раз подтверждает мои слова. …Он шел по восходящей. У него был свой язык, свой текст, своя манера. Коля был уникальнейшей личностью. …Я низко кланяюсь перед его семьей: перед Людмилой, его сыновьями Ваней и Мишей, которые смогли все это сохранить. …Поздравляю всех присутствующих с этим замечательным днем, который, в частности, для меня символизирует встречу с моим дорогим другом Николаем Мастеропуло».

Историк Костас Фотиадис (Греция, Фессалоники):

 « …Наши отношения берут начало с 1990 года.

…Никос Мастеропулос - мой друг, брат. Большой художник.

Это те слова-определения, что органично во мне присутствуют при его имени.

 …Человек Морали. Нас связывали очень тесные узы сотрудничества».

Монах монастыря св. Дионисия на Святой Горе Афон Симеон:

«…Художник впервые познакомился со святогорским монастырем св.Дионисия

в 1995 году, когда он посетил Святую гору как паломник.

Игумен монастыря архимандрит Петрос, понимая, что перед ним не обычный художник, а многосторонне талантливый и высокопрофессиональный мастер, предложил ему работу в монастыре. …Тот факт, что монахи приняли его и как художника, и как человека, в решающей степени способствовал его работе по созданию значительных произведений церковного искусства в разных его областях.…Его пригласили создать произведения византийской мелкой пластики и орнаменталистики, используя технику неразрывно связанную с византийской традицией, но утраченную на протяжении веков. Речь шла о создании произведений с использованием византийских перегородчатых эмалей и миниатюрной мозаики. Техника эта не использовалась со времени падения Константинополя. …В результате его усилий была возрождена забытая техника изготовления упомянутых изделий. Высшим достижением мастера стала его картина «Апокалипсис». …Николаос Мастеропулос достиг апогея как личность и как художник. В монастыре св. Дионисия, где искусство ценится как богатство, он оставил значительное наследие, за что был причислен к числу благодетелей, которые обогатили наш монастырь значительными памятниками культуры. …Нас связывала очень сильная дружба. Нам не было никакой нужды много говорить, ибо мы понимали друг друга с полу слова. Мы создали в течение 8 лет нашего сотрудничества много совместных работ. …За те 2 года, что его нет с нами, не было ни одного дня, когда я бы не вспоминал о нем».

Илья Илиади:

«…Никос Мастеропулос был человеком далеким от всех несовершенств земного бытия: материальных благ, политиканства, любви к власти. Самодостаточная личность.

Святой человек. Верный друг, всегда подставлявший свое плечо в трудную минуту».

Археолог Виктор Сарианниди:

«…С Никосом мы познакомились в 1985 году. Он написал мой портрет, который присутствует на этой выставке. Мы стали друзьями. Нас связывали многочасовые беседы («исповеди души»), которые проходили в его московской мастерской, а так же в Афинах, Салониках, на Афоне. …В его жизни очень большую роль играла религия. Я думаю, что это проявлялось и в том, что он не стремился себя продвигать. Ни персональной выставки себе добиться, ни… Лишенный мирской суетности набожный человек. …Что касается болезни сердца. Это у них семейное. Его брату-близнецу Алексею дважды делали шундирование. …Никосу крайне необходимо было сделать эту же операцию на сердце, которое он надсадил страшными нагрузками».

Художник, автор проекта «Понтийская лира 21-го века» Георгий Илиадис:

«С Никосом, Колей Мастеропуло было удивительно просто и правдиво. Человек без пафоса, он просто делал свое дело, служил Профессии, идеалам, в которые верил. Я счастлив, что судьба подарила мне такого друга и единомышленника, с которым мы съели вместе не один пуд соли, с которым молчание было наполнено понятным нам диалогом».

Художник Татьяна Горелова:

«…Самая его завершенная работа, самая, что ли, вершина его творчества –

это «Апокалипсис». …И незавершенная работа «Распятие».

…Он думал о другом назначении искусства. О Высоком – философском. Для нас (его друзей) он никуда не ушел. Никос остался жив. Я была на отпевании в храме Николы в Хамовниках, и …он был как живой. Не было ощущение смертельного исхода. …Так неожиданно остановился его творческий путь. То есть, человек бежал, бежал и …остановился. Для меня он так и остался живым. …Для нас московских художников эта выставка вызвала большой интерес.  Огромное стечение людей. Все наше руководство Московского Союза художников отметило, что залы были переполнены».

Яннис Мастеропулос:

«…Отец был личностью одинокой и своеобразной. Почти упрямым в любых вопросах, касающихся творчества. …Он прожил свою жизнь, являясь монахом в миру. Человек, оставивший свой именной след в современном искусстве. Его жизнь являла собой путь от доброты к духовному, от созерцания к священному образу. Мы, его сыновья, благодарны ему за то, что он нас воспитал в строгих греко-понтийских канонах морали. …Каждую минуту, которая отделяет меня от последнего дня его жизни, наполняет все большим чувством благодарности за все, чему я научился под его руководством. …Он был трудоголиком. Ежедневная работа по 10-15 часов. Отец говорил: «Мы временные жильцы в этом мире и художнику необходимо каждую минуту использовать для работы».

…Уверен, что там, где он сейчас пребывает, он знает, что его наследие не исчезнет».

IMG_3374__.jpgIMG_3378.jpgIMG_3379_.jpgIMG_3380.jpgIMG_3836.jpgMasteropulos N.P.6.jpgMasteropulos N.P.7.jpgMasteropulos N.P.8.jpg

Attached files: Мастеропулос.70..docx (31.22 KiB);

Вернуться в основной раздел

Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта

Обратная связь