Александра Иосифиди.
Греческая звезда Русского балета. Заслуженная артистка России.
3 ноября 2009 года в Санкт-Петербурге в Смольном прошла торжественная церемония награждения высокими государственными наградами заслуженных граждан России – петербуржцев, в «почетном списке» которых наша соотечественница солистка Маринки («Кировского балета») Александра Иосифиди. Указом президента России Дмитрия Медведева Александра Иосифиди удостоена высокого профессионального звания «Заслуженная артистка России». Александру Иосифиди и всех героев торжественной церемонии этого вечера в Смольном тепло поздравила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвеенко.
«…Такая долгожданная награда. 15-й сезон работаю в театре. …Чувства переполняют», - слова Александры Иосифиди в интервью федеральному телеканалу НТВ.
…Глядя на телевизионную картинку, моя греческая журналистская фантазия содеяла коротенькую «греческую врезку» в краткий протокольный диалог Александры Иосифиди и подлинного филэллина губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко – в 1997-1998 годах Валентина Ивановна Матвиенко была послом России в Греческой Республике и, знаю это из личного опыта, владеет греческим на хорошем уровне.
Иосифиди Александра Александровна (30.7.1977, Ленинград).
В 11 лет поступила в знаменитое Вагановское училище, учеба в котором заняла 8 лет.
В Академии Русского Балета им. Агриппины Вагановой (современное название училища) занималась в классе Нины Сахновской, которую с полным правом называет своим Учителем.
С 1995 года (после окончания училища) - в труппе «Кировского балета».
Репертуар А.Иосифиди: партии уличной танцовщицы в «Дон Кихоте», Мирты в «Жизели», Заремы в «Бахчисарайском фонтане», Шахерезады в «Золотом петушке», Смерти - «Юноша и смерть», в лучшем творении С.Лифаря «Сюита в белом», Одетты в «Лебедином озере»...
…А так же танцы в операх: «Жизнь за царя» (вальс), «Князь Игорь» (пленница), «Руслан и Людмила» (танцы чародейств Наины, солистка).
С труппой Мариинского театра гастролировала в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, США, Бразилии, Японии и др. Принимала участие в Международном фестивале Dance Open и Международном фестивале балета г. Чебоксары.
Выступала в Эрмитажном театре (Одетта-Одилия, «Лебединое озеро»).
В 2007 году танцевала в балете «Весна священная» (Избранница) на сцене Национальной оперы Италии (Рим).
За 7 лет нашего знакомства с Александрой Иосифиди она дважды становилась главной героиней моих журналистских повествований.
Первое интервью-знакомство «По благословению Терпсихоры» с Сашей было опубликовано в московской «Греческой Газете» в 2003 году. Второй журналистский материал «Греческая звезда Русского балета» вышел летом 2004 года в одной из греческих газет.
…Привожу вам фрагменты из этих статей об Александре Иосифиди.
- Александра! Мариинка по полному праву может считаться едва ли не самым востребованным театральным коллективом в мире. …Гастроли, гастроли.
-Это все, безусловно, заслуга руководителя театра – Валерия Гергиева.
- Насколько уверенно ты себя чувствуешь в труппе театра?
-У меня довольно-таки обширный репертуар. Я могу танцевать как классические, так и характерные, современные партии. Поясню, те, кто танцуют классику, уже не одевают характерные туфли. Есть те, которые танцуют характерные, а классику уже не могут танцевать.
- …Бывала ли ты в Греции?
-Да, это было в июле 2001 года. Гастроли нашего театра. Выступления под открытым небом на сцене знаменитого античного театра Ирода Аттика у Акрополя. Было очень много народу. Такое впечатление, что вся Греция рукоплескала.
- Понравилась ли тебе греческая публика?
-Да, понимающая. Очень тепло принимает. В Китае, например, нам практически не хлопают.
- Было ли тебе уделено в Афинах внимание как к гречанке – соплеменнице?
- Ко мне подходили многие зрители, интересовались. Интерес мог бы быть и большим, если бы я знала греческий язык.
- Уверен, что сие упущение будет тобой восполнено в скором времени.
- Я бы очень этого хотела…
- Представим тебя на мгновение в роли греческого гида!
…Чтобы ты поведала своим российским друзьям о нашей исторической Родине?
- Ничем особенным, увы, похвалиться не могу. Самые общие сведения, почерпнутые из школьного учебника Древней Греции: Демократия, Демосфен, Перикл, 300 спартанцев во главе с царем Леонидом, Аристотель, Платон, Сократ, Эзоп, Александр Великий, Геродот, Архимед, Пифагор, Гиппократ… Убеждена, что каждый второй-третий россиянин может повторить эти и другие имена великих греков античности.
- Твои греческие корни – это твой папа, Александр Георгиевич…
- Да, мой папа – понтийский грек. Я общалась со своей прабабушкой, бабушкой и дедушкой. Они понтийские греки из Крыма, высланные в 1944 году в Узбекистан, г. Коканд. После окончания школы папа приехал в Ленинград, поступил в ЛГУ. Там и познакомился с Ираидой Степановой – моей мамой. Увлекался спортом. Он геофизик. Много экспедиций – в Монголию, на Шпицберген. Он собирает камни, обрабатывает их, измеряет магнитное поле земли.
- …Расскажи о твоих первых шагах в балете.
- Мама говорит, что я уже в детстве вставала на носочки, как балерины танцуют!
Еще у меня ноги были как выворотные, я ходила как Чарли Чаплин (смеется). … Какая-то женщина, увидев мои «таланты» сказала маме, что меня надо отдать в танцы, в балет. Еще мама хотела, чтобы у меня была правильная осанка, чтобы я не сутулилась. Ну, и я тоже хотела, стремилась.
- За время учебы в училище не появлялись желания оставить занятия балетом?
- Нет, такого не было. Сначала было очень легко, но уже ближе к концу учебы становилось все сложней и сложней. Там было строго.
- Саша, твой учитель – Нина Сахновская…
- Она сейчас проживает в Германии.
Раз в год она сюда приезжает, ну и мы периодически перезваниваемся.
- С чего начинается карьера балерины? …Кордебалет.
- Да, кордебалет. Все через это должны пройти. А потом начинаются пробы в маленьких сольных партиях. «Четверки», разные «двоечки», вариации, где танцую одна, а затем большие сольные партии Заремы. Мирты, Шахерезады.
- Твое фото можно увидеть в альбоме звезд Мариинского театра.
- Ну…да, считаюсь второй солисткой.
- Кто же на первых ролях в театре?
- Лопаткина, Захарова. Вишнева.
- …Кто твои нынешние педагоги?
- Любовь Кунакова. Великая балерина. А сегодня – мой личный педагог в театре.
- Как далеко простираются твои творческие планы? Что бы ты хотела станцевать?
- «Легенду о любви» Мехнане-бану. …Я вот недавно станцевала в «Лебедином озере», правда, не в своем театре, а в Эрмитажном с другой труппой. У нас в театре сложно получить такую роль, и партнер нужен – я высокая сама. А тут я нашла партнера, но пришлось танцевать в другой труппе. Для балерины станцевать в этом спектакле – значит сдать экзамен.
- В Петербурге проживают около двух тысяч твоих соплеменников...
- Наша греческая община, консульство Греции в Петербурге всегда приглашают меня на мероприятия, посвященные Дню Независимости Греции.
…Еще я знаю Теодора Курентзиса. Он мне дирижировал.
- Греки Москвы неоднократно видели в деле маэстро Теодора Курентзиса. Манера его дирижирования сродни темиркановской – экспрессивная, термоядерная!
- И это неудивительно! У них общий Педагог – Илья Мусин…
- Великий педагог Илья Мусин являлся учителем и гениальному маэстро Одиссею Димитриади!
- …Человек, который своей внешностью, речью, поступками походил на великого грека!
- …Что тебе запомнилось из того пребывания на исторической родине?
- …Величественная панорама Акрополя. Парфенон. И …встреча с родственниками, которые приехали за мной, привезли к себе домой – словом, встретили радушно, хлебосольно.
- Вас три («чеховские») сестры. С твоими сестрами и мамой я познакомился в манеже братьев Знаменских в Сокольниках. 16-летней Наталье Иосифиди не хватило самой малости, чтобы стать чемпионкой России по пятиборью среди юниоров. А 18-летняя Лиза учится на греческом отделении филфака ЛГУ – будущий греческий педагог для наших петербургских соотечественников, для тебя, Саша, для членов семьи Иосифиди!
Лиза, к тому же, серьезно занимается бегом с препятствиями (олимпийская «понтийская» дисциплина – вспомним олимпийскую чемпионку 1992 года Олимпиады в Барселоне Вулу Патулиду!).
-Лиза во всем разбирается, даже в технике! Очень цельная натура. Наташа. У нее очень хорошие спортивные данные.
- …Труд балерины. Это, вероятно, не только внешняя глянцевая обложка, видимая зрителю. Это, как и в спорте, травмы…
- Это адский труд. И даже в свободный от спектакля день - репетиции до бесконечности. Очень мало свободного времени. Мир из окна автобуса. Поэтому, наверное, «Кировский балет» по сей день остается прославленным – через творческий союз таланта и каторжного труда. А травмы, они, как и в спорте, от недостаточной разминки, разогрева или от излишнего переутомления организма.
- Большой театр и Кировский – сопоставимые категории?
- Они все время соперничают. Разные школы. Но, в принципе, мне кажется, в мире считается, что Мариинский театр (Кировский балет) лучше. С профессиональной точки зрения мне больше нравится наша школа. Хотя, без сомнений, в Большом Театре наверняка считают иначе.
- Какие национальные школы можно поставить на один уровень с Русской школой балета?
- Ну, конечно, Париж–Гранд-Опера, Лондон - «Ковент-гарден». Америка. Все достаточно специфичное, что-то нравится, что-то не очень.
- Век балерины. Насколько он долог?
- Двадцать лет. До сорока.
- По окончании карьеры балерины (убежден, что она у тебя будет успешной) не исключаешь ты для себя работу в Греции – по внесению собственной лепты в развитие балета на нашей общей с тобой исторической Родине?
– Почему бы и нет. Но сейчас. А до конца карьеры, надеюсь, далеко, меня занимают более насущные задачи. Наращивание своего репертуара, творческий рост…
- Ну что ж, Александра, счастливой тебе творческой судьбы! Признания, благосклонности Фортуны!
Мнение о героине моего повествования нашего соотечественника, одного из лучших российских дирижеров Теодора Курентзиса:
«Александра Иосифиди - очень способная балерина. Со мной танцевала «Белое адажио» из «Лебединого озера» – с большим успехом. Ее отличает изысканность, характерность. …Это указывает ей путь на европейские сцены. Было бы хорошо, чтобы кроме Мариинки она имела свои личные связи с современными хореографами. Со своей стороны, Нико, даю тебе обещание, что приложу все усилия для ее приближения к греческому зрителю».
Из сборника «Петербургский Балет» 1903–2003:
– Каждый образ, созданный А.Иосифиди. отличается продуманностью и глубиной.
«В зависимости от роли она умеет придать хореографическому рисунку тревожную трепетность, смятенную нежность, победительный пафос или надменное достоинство».
Никос СИДИРОПУЛОС
P.S. Все последующие годы меня не оставлял интерес к творческой карьере солистки Мариинского театра моей соотечественницы Александры Иосифиди. Те же публикации из 2003 и 2004 годов, полагаю, открыли имя Саши, как для ее соотечественников в России и в постсоветском пространстве, так и непосредственно в самой Греции, которой, почему-то не сомневаюсь в этом, она еще обязательно послужит на поприще развития там балетной школы.
Подтверждением моих слов являются восторженные оценки греческих журналистов последним гастролям в 2009 году Маринки в Греции и, особо, ставшей сразу же их общей любимицей, Александре Иосифиди: «…Браво! Бесподобно, Александра!».
…Заслуженная артистка России солистка балета Мариинки Александра Иосифиди.
Думаю, именно сейчас настал тот момент внутренней готовности Александры выступить перед греческим зрителем в формате ее Гала-концерта во дворце Музыки в Афинах. У Александры, знаю об этом, есть желание и, самое главное, высочайший искрометный исполнительский класс. «Браво, Александра! Бесподобно!»,- уже «слышу» нескончаемую овацию греческой публики и ее восторженные речитативы, молящие о продлении пиршества балетного танцав исполнении своей российской соотечественницы из града Петра Великого.
Дело осталось за малым – воплощением этого проекта в жизнь. Кто возьмется за это?
…Попросить продвинуть этот проект по линии Всемирного эллинизма (САЕ) президента Греческих общин России, координатора Периферии САЕ стран бывшего Советского Союза, координатора межпарламентской комиссии «Россия-Греция» Ивана Саввиди.
…Быть может, мне необходимо напомнить, ставшему сегодня знаменитым, соотечественнику и хорошему знакомому героини моего повествования маэстро Теодору Курентзису его слова, сказанные им мне 5 лет назад: «Со своей стороны, Нико, даю тебе обещание, что приложу все усилия для приближения Александры Иосифиди к греческому зрителю».
…Очень скоро, надеюсь, сразу же после завершения его ноябрьских постановок в Большом театре, обязательно напомню нашему соотечественнику об обещании 5-летней давности.
Νίκος ΣΙΔΗΡΟΠΟΥΛΟΣ