Александра  Иосифиди.

Греческая звезда  Русского балета. Заслуженная артистка  России. 

3 ноября 2009 года в  Санкт-Петербурге  в Смольном прошла  торжественная церемония награждения высокими  государственными наградами заслуженных граждан России – петербуржцев, в «почетном списке» которых наша соотечественница солистка Маринки («Кировского  балета») Александра  Иосифиди. Указом  президента России  Дмитрия Медведева  Александра Иосифиди  удостоена высокого  профессионального звания «Заслуженная артистка России». Александру Иосифиди и всех героев торжественной церемонии этого вечера в Смольном тепло поздравила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвеенко. 

«…Такая долгожданная награда. 15-й  сезон работаю  в театре. …Чувства переполняют», - слова Александры Иосифиди в интервью федеральному телеканалу НТВ.   


Глядя на телевизионную картинку, моя греческая журналистская фантазия содеяла коротенькую «греческую врезку» в краткий протокольный диалог Александры Иосифиди и подлинного филэллина губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко – в 1997-1998 годах Валентина Ивановна Матвиенко была послом России в Греческой Республике и, знаю это из личного опыта, владеет греческим на хорошем уровне.  

Иосифиди  Александра Александровна (30.7.1977, Ленинград).

В 11 лет поступила  в знаменитое Вагановское училище, учеба в котором заняла 8 лет.

В Академии Русского Балета им. Агриппины Вагановой (современное  название училища) занималась в классе Нины Сахновской, которую с полным правом называет своим Учителем.

С 1995 года (после  окончания училища) - в труппе «Кировского  балета».  

Репертуар А.Иосифиди: партии уличной танцовщицы в «Дон Кихоте», Мирты в «Жизели», Заремы в «Бахчисарайском фонтане», Шахерезады в «Золотом петушке», Смерти - «Юноша и смерть», в лучшем творении С.Лифаря «Сюита в белом», Одетты в «Лебедином озере»...

…А так же танцы в операх: «Жизнь за царя» (вальс), «Князь Игорь» (пленница), «Руслан и  Людмила» (танцы чародейств Наины, солистка). 

С труппой Мариинского театра гастролировала в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, США, Бразилии, Японии и др. Принимала участие в Международном фестивале Dance Open и Международном фестивале балета г. Чебоксары.

Выступала в  Эрмитажном театре (Одетта-Одилия, «Лебединое озеро»).

В 2007 году танцевала  в балете «Весна священная» (Избранница) на сцене Национальной оперы Италии (Рим). 

За 7 лет нашего знакомства с Александрой Иосифиди она дважды становилась главной  героиней моих журналистских повествований. 

Первое интервью-знакомство «По благословению Терпсихоры» с Сашей было опубликовано в московской «Греческой Газете» в 2003 году. Второй журналистский  материал «Греческая  звезда Русского балета»  вышел летом 2004 года в одной из греческих газет. 

…Привожу вам  фрагменты из этих статей об Александре Иосифиди. 

- Александра! Мариинка  по полному праву  может считаться  едва ли не самым  востребованным театральным  коллективом в  мире. …Гастроли,  гастроли.

-Это все, безусловно, заслуга руководителя театра  – Валерия Гергиева.

- Насколько уверенно  ты себя чувствуешь  в труппе театра?

-У меня довольно-таки обширный репертуар. Я могу танцевать как классические, так и характерные, современные партии. Поясню, те, кто танцуют классику, уже не одевают характерные туфли. Есть те, которые танцуют характерные, а классику уже не могут танцевать.  

- …Бывала ли ты  в Греции?

-Да, это было в июле 2001 года. Гастроли нашего театра. Выступления под открытым небом на сцене знаменитого  античного театра Ирода Аттика у  Акрополя. Было очень много народу. Такое впечатление, что вся Греция рукоплескала.

- Понравилась ли  тебе греческая  публика? 

-Да, понимающая. Очень тепло принимает. В Китае, например, нам практически не хлопают.

- Было ли тебе  уделено в Афинах  внимание как к  гречанке – соплеменнице?

- Ко мне подходили многие зрители, интересовались. Интерес мог бы быть и большим, если бы я знала греческий язык.

- Уверен, что сие  упущение будет  тобой восполнено  в скором времени. 

- Я бы очень этого хотела…  

- Представим тебя  на мгновение в  роли греческого гида!

…Чтобы  ты поведала своим  российским друзьям  о нашей исторической Родине?

- Ничем особенным, увы, похвалиться не могу. Самые общие сведения, почерпнутые из школьного учебника Древней Греции: Демократия, Демосфен, Перикл, 300 спартанцев во главе с царем Леонидом, Аристотель, Платон, Сократ, Эзоп, Александр Великий, Геродот, Архимед, Пифагор, Гиппократ… Убеждена, что каждый второй-третий россиянин может повторить эти и другие имена великих греков античности.

- Твои греческие  корни – это твой папа, Александр Георгиевич…

- Да, мой папа – понтийский грек. Я общалась со своей прабабушкой, бабушкой и дедушкой. Они понтийские греки из Крыма, высланные в 1944 году в Узбекистан, г. Коканд. После окончания школы папа приехал в Ленинград, поступил в ЛГУ. Там и познакомился с Ираидой Степановой – моей мамой. Увлекался спортом. Он геофизик. Много экспедиций – в Монголию, на Шпицберген. Он собирает камни, обрабатывает их, измеряет магнитное поле земли.  

- …Расскажи о твоих  первых шагах в  балете.

- Мама говорит, что я уже в детстве вставала на носочки, как балерины танцуют!

Еще у меня ноги были как выворотные, я ходила как  Чарли Чаплин (смеется). … Какая-то женщина, увидев мои «таланты» сказала  маме, что меня надо отдать в танцы, в балет.  Еще мама хотела, чтобы у меня была правильная осанка, чтобы я не сутулилась. Ну, и я  тоже хотела, стремилась.

- За время учебы  в училище не  появлялись желания  оставить занятия  балетом? 

- Нет, такого не было. Сначала было очень легко, но уже ближе к концу учебы становилось все сложней и сложней. Там было строго.

- Саша, твой учитель  – Нина Сахновская… 

- Она сейчас проживает в Германии.

Раз в год  она сюда приезжает, ну и мы периодически перезваниваемся.

- С чего начинается  карьера балерины? …Кордебалет. 

- Да, кордебалет. Все через это должны пройти. А потом начинаются пробы в маленьких сольных партиях. «Четверки», разные «двоечки», вариации, где танцую одна, а затем большие сольные партии Заремы. Мирты, Шахерезады.

- Твое фото можно  увидеть в альбоме  звезд Мариинского театра.

- Ну…да, считаюсь второй солисткой.

- Кто же на первых  ролях в театре?

- Лопаткина, Захарова. Вишнева.

- …Кто твои нынешние  педагоги?

- Любовь Кунакова. Великая балерина. А сегодня – мой личный педагог в театре.

- Как далеко простираются твои творческие планы? Что бы ты хотела станцевать?

- «Легенду о любви» Мехнане-бану. …Я вот недавно станцевала в «Лебедином озере», правда, не в своем театре, а в Эрмитажном с другой труппой. У нас в театре сложно получить такую роль, и партнер нужен – я высокая сама. А тут я нашла партнера, но пришлось танцевать в другой  труппе. Для балерины станцевать  в этом спектакле – значит  сдать экзамен.  

- В Петербурге проживают  около двух тысяч  твоих соплеменников...

- Наша греческая община, консульство Греции в Петербурге всегда приглашают меня на мероприятия, посвященные Дню Независимости Греции.

…Еще я знаю Теодора Курентзиса. Он мне дирижировал.

- Греки Москвы неоднократно  видели в деле  маэстро Теодора  Курентзиса. Манера  его дирижирования  сродни темиркановской – экспрессивная, термоядерная!

- И это неудивительно!  У них общий Педагог – Илья  Мусин…

- Великий педагог Илья Мусин являлся учителем и гениальному маэстро Одиссею Димитриади!

- …Человек, который своей внешностью, речью, поступками походил на великого грека!

- …Что тебе запомнилось  из того пребывания  на исторической  родине?

- …Величественная панорама Акрополя. Парфенон. И …встреча с родственниками, которые приехали за мной, привезли к себе домой – словом, встретили радушно, хлебосольно. 

- Вас три («чеховские»)  сестры. С твоими  сестрами и мамой  я познакомился  в манеже братьев  Знаменских в Сокольниках. 16-летней  Наталье Иосифиди  не хватило самой  малости, чтобы  стать чемпионкой  России по пятиборью  среди юниоров.  А 18-летняя Лиза  учится на греческом отделении филфака ЛГУ – будущий греческий педагог для наших петербургских соотечественников, для тебя, Саша, для членов семьи Иосифиди!

Лиза, к тому же, серьезно занимается бегом  с препятствиями (олимпийская  «понтийская» дисциплина – вспомним олимпийскую чемпионку 1992 года Олимпиады в Барселоне Вулу Патулиду!).

-Лиза во всем  разбирается, даже в технике!  Очень цельная натура. Наташа. У  нее очень хорошие спортивные  данные.  


- …Труд балерины. Это, вероятно, не  только внешняя  глянцевая обложка,  видимая зрителю. Это, как и в спорте, травмы…

- Это адский  труд. И даже в свободный от  спектакля день - репетиции до  бесконечности. Очень мало свободного  времени. Мир из окна автобуса. Поэтому, наверное, «Кировский балет»  по сей день остается прославленным  – через творческий союз таланта и каторжного труда. А травмы, они, как и в спорте, от недостаточной разминки, разогрева или от излишнего переутомления организма.

- Большой театр  и Кировский –  сопоставимые категории? 

- Они все время соперничают. Разные школы. Но, в принципе, мне кажется, в мире считается, что Мариинский театр (Кировский  балет) лучше. С профессиональной точки зрения мне больше нравится наша школа. Хотя, без сомнений, в Большом Театре наверняка считают  иначе.

- Какие национальные  школы можно поставить на один уровень с Русской школой балета?

- Ну, конечно,  Париж–Гранд-Опера, Лондон - «Ковент-гарден».  Америка. Все достаточно специфичное, что-то нравится, что-то не очень.

- Век балерины. Насколько  он долог? 

- Двадцать лет.  До сорока.

- По окончании карьеры  балерины (убежден,  что она у тебя  будет успешной) не  исключаешь ты  для себя работу  в Греции –  по внесению собственной  лепты в развитие  балета на нашей  общей с тобой  исторической Родине?

– Почему бы и  нет. Но сейчас. А до конца карьеры, надеюсь, далеко, меня занимают более насущные задачи. Наращивание своего репертуара, творческий рост…

- Ну что ж, Александра, счастливой тебе  творческой судьбы! Признания, благосклонности  Фортуны! 

Мнение о героине  моего повествования нашего соотечественника, одного из лучших российских дирижеров Теодора Курентзиса:

«Александра Иосифиди - очень способная балерина. Со мной танцевала «Белое адажио»  из «Лебединого озера» – с большим  успехом. Ее отличает изысканность, характерность. …Это указывает ей путь на европейские сцены. Было бы хорошо, чтобы кроме Мариинки она имела свои личные связи с современными хореографами. Со своей стороны, Нико, даю тебе обещание, что приложу все усилия для ее приближения к греческому зрителю».  

Из  сборника «Петербургский Балет» 1903–2003:

– Каждый образ, созданный А.Иосифиди. отличается продуманностью и глубиной.

«В  зависимости от роли она умеет придать  хореографическому  рисунку тревожную  трепетность, смятенную  нежность, победительный  пафос или надменное  достоинство».

Никос СИДИРОПУЛОС  

P.S. Все последующие годы меня не оставлял интерес к творческой карьере солистки Мариинского театра моей соотечественницы Александры Иосифиди. Те же публикации из 2003 и 2004 годов, полагаю, открыли имя Саши, как  для ее соотечественников в России и в постсоветском пространстве, так и непосредственно в самой Греции, которой, почему-то не сомневаюсь в этом, она еще обязательно послужит на поприще развития там балетной школы.

Подтверждением  моих слов являются восторженные оценки греческих журналистов последним гастролям в 2009 году Маринки в Греции и, особо, ставшей сразу же их общей любимицей, Александре Иосифиди: «…Браво! Бесподобно, Александра!». 


…Заслуженная  артистка России солистка балета Мариинки Александра Иосифиди.

Думаю, именно сейчас настал тот момент внутренней готовности Александры выступить перед греческим зрителем в формате ее Гала-концерта во дворце Музыки в Афинах. У Александры, знаю об этом, есть желание и, самое главное, высочайший искрометный исполнительский класс. «Браво, Александра! Бесподобно!»,- уже «слышу» нескончаемую овацию греческой публики и ее восторженные речитативы, молящие о продлении пиршества балетного танцав исполнении своей  российской соотечественницы из града  Петра Великого. 

Дело осталось за малым – воплощением этого проекта в жизнь. Кто возьмется за это?

…Попросить  продвинуть этот проект по линии Всемирного эллинизма (САЕ) президента Греческих  общин России, координатора Периферии  САЕ стран бывшего Советского Союза, координатора межпарламентской комиссии «Россия-Греция» Ивана Саввиди.

…Быть может, мне  необходимо напомнить, ставшему сегодня  знаменитым, соотечественнику и хорошему знакомому героини моего повествования  маэстро Теодору Курентзису его слова, сказанные им мне 5 лет назад: «Со своей стороны, Нико, даю тебе обещание, что приложу все усилия для приближения Александры Иосифиди к греческому зрителю».

…Очень скоро, надеюсь, сразу же после завершения его ноябрьских постановок в Большом  театре, обязательно напомню нашему соотечественнику об обещании 5-летней давности.

Νίκος ΣΙΔΗΡΟΠΟΥΛΟΣ