Одиссей Димитриади  

Гениальный маэстро. Лучезарный человек. Великий Грек

7 июля 2008 г. ему бы исполнилось 100 лет. 

Он родился 7 июля 1908 г. в Батуми в семье коммерсанта Ахиллеса Димитриади, который в 1886 г. переехал из Сурне (близ столицы исторического Понта Трапезунда - современный Трабзон, Турция) и Калиоппи Димитриади (урожд. Эфремиди). 

Одиссею не было еще и пяти лет, когда он, не имеющий представления о нотной грамоте, начал подбирать по слуху на пианино стройно звучащие аккорды и знакомые мелодии. …Систематические занятия музыкой начались в 1918 году, когда Одиссей Димитриади стал брать частные уроки у блестящего скрипача Тизенгаузена, а затем, после того, как Тизенгаузен эмигрировал - у Легкера, замечательного педагога и скрипача.

Первым же музыкальным педагогом самого младшего члена семьи Ахиллеса и Калиоппи Димитриади, в которой было восемь детей, четверо дочерей и четверо сыновей,  была его сестра Лиза – высокоодаренная пианистка. 

1925 год. Осуществлению мечты Одиссея Димитриади получения высшего музыкального образования мешал статус сына «лишенца» – так в Советском Союзе в те годы называли тех, кто имели какое-то свое частное дело. Поэтому по совету отца, после окончания гимназии летом 1925 года, он уезжает в Сухуми, где жил его старший брат Николай, находившийся на государственной службе.

Через год Одиссей Димитриади переезжает в Тифлис для поступления в консерваторию, в дирекцию которой он представляет справку о том, что находится на иждивении своего старшего брата Николая Димитриади – совслужащего. 

1926-1930 гг. – учеба на теоретико-композиторском отделении Тифлисской консерватории (педагоги С. Бархударян, М.М.Багриновский).

1930-1933 гг. Работа в Сухумском музыкальном техникуме в должности заведующего учебной частью. Начало педагогической деятельности.

1933-1936 гг. Учеба в Ленинградской консерватории (класс дирижирования А. В. Гаука, а затем – И. А. Мусина, воспитавшего целую плеяду великих советских, российских дирижеров). 

В 1934 году в Ленинград приезжает его великий соотечественник Димитрий Митропулос – «самый великий дирижер мира»

                                                          (Д.Д. Шостакович)

И те десять дней пребывания в Ленинграде выдающегося греческого дирижера, по признанию Одиссея Ахиллесовича, стали незабываемыми в его жизни – он мог видеть, слушать, и что было сверх всяких его ожиданий, общаться, и даже подружиться с ним – великим Митропулосом! 

1937 – 1965 гг. Работа в качестве дирижера, главного дирижера в Тбилисском оперном театре им. З. Палиашвили. Работу дирижера он совмещал с преподавательской деятельностьюв Тбилисской консерватории. Профессор Тбилисской консерватории. 

В 1958 г. ему было присвоено высокое звание «Народный артист СССР». 

В сентябре 1959 г., во время его первого посещения Греции в качестве заместителя председателя общества дружбы СССР-Греция, председателем которого являлся историк академик Борис Рыбаков, происходит долгожданная встреча (спустя более четверти века!) с братьями и сестрами, переехавшими в начале 1930-х гг. вместе с родителями (подданными Эллады) на родину. 

…Его отец Ахиллес Димитриади умер в 1933 г. – через год после приезда в Грецию, а мать Калиоппи Димитриади постигает трагическая участь сотен тысяч жителей Афин и Пирея, кто погиб в суровую зиму 1941-1942 гг. от холода и голода. Фашистскими оккупантами были разграблены продовольственные склады, что стало местью Гитлера грекам за страшные потери Германии в ходе захвата Греции. Героическое сопротивление греков фашизму отсрочило начало нападения коричневых орд гитлеровской Германии на Советский Союз на 1, 5-2 месяца.  «…Герои воевали как греки» (Уинстон Черчилль). 

1965-1973 гг. Одиссей Димитриади становится ведущим дирижером

Большого театра, обретает мировую известность – за «московский период» его жизнедеятельности Государственный оркестр Союза СССР провел гастроли во многих странах мира. Одновременно он работал профессором Московской консерватории. 

1973 г. Возвращение в Грузию. Вплоть до своего ухода на пенсию (1991 г.) – он главный дирижер Грузии, а также профессор Тбилисской консерватории. 

Одиссей Димитриади - Главный музыкальный дирижер церемоний Открытия и Закрытия Олимпийских Игр в Москве (1980 г.). 

После свержения хунты «черных полковников» в Греции (1974 г.) Одиссей Димитриади ежегодно приезжает на свою историческую родину: дирижирует оркестрами, устанавливает тесные связи с греческими музыкальными кругами. Неоценима его роль в пропаганде произведений многих греческих композиторов: М. Каломириса, С. Самараса, М. Паландиоса, С. Михайлидиса, А. Эвангелатоса, М. Теодоракиса, Н. Ксеноса и др. 

О.А. Димитриади дирижировал многими превосходными филармоническими и оперными симфоническими оркестрами. В их числе: Государственный симфонический оркестр СССР, Академический симфонический оркестр Большого театра, оркестр Венской государственной оперы, оркестры Афин, Салоник, Берлина, Праги, Будапешта, Бухареста, Софии, Буэнос-Айреса и многие другие. 

Муниципальный совет города Афин в 1988 году принял решение наградить Одиссея Димитриади Золотой медалью г. Афины, что была вручена ему в торжественной обстановке 9 апреля 1989 года мэром Афин Мильтиадисом Эвертом. Среди награжденных этой наградой такие великие греки, как композитор Яннис Ксенакис, певицы Агни Бальца, Нани Мусхури, писатель Патрик Ли Фермор. 

Одиссей Димитриади – Почетный гражданин городов Афины, Тбилиси, Батуми. 

«…Димитриади – один из тех редких дирижеров, что счастливо сочетают любовь к оперному театру и стойкую привязанность к симфонической деятельности. Блестящий оперный дирижер, он досконально знает специфику оперного искусства…» (Евгений Мравинский). 

Великий Евгений Мравинский назвал его «дирижером-романтиком», незаурядной Личностью – «…и это подтверждается во всем в будничном общении, в работе, в том, как дирижер слушает музыку. А главное –в его исполнительском искусстве, которое и теперь остается молодым». 

В последнее десятилетие своей жизни он некоторое время жил в Греции, а затем возвращается в Тбилиси, где живут его дети: дочь Нани Димитриади (профессор Тбилисской консерватории), сын ученый-химик Орест. 

Одиссей Димитриади.

«Великий дирижер, гуманист, светлый лучезарный человек». 

                                              (величайшая пианистка Элисо Вирсаладзе) 

«…Потрясающая личность.  Одиссея Димитриади я считаю своим другом и соотечественником. До сих пор с огромной любовью, обожанием вспоминаю этого человека. Говорю о его высоких человеческих качествах. Потрясающе красивая личность - физически и внутренне. Величайший музыкант».            

  (выдающийся оперный певец Зураб Соткилава) 

«…Хочу сказать о вкладе Одиссея Димитриади в культуру всех народов Советского Союза, которую он развивал, воспитывал посредством такого общественного явления как музыка. Еще Гегель говорил: «Только музыка может передать народный дух, менталлитет, характер и, может быть, даже эпоху».

…Музыка – это высшая форма духовного развития.

Вот в этом его заслуга самая большая, и в этом отношении он, конечно, наша, греков бывшего Советского Союза, гордость».

  (почетный посол Эллинизма, философ, академик Феохарис Кессидис

«Дирижирование стало уделом жизни Димитриади, основой его творческого подвига и призвания, утверждавшего Жизнь, Добро, Счастье и Красоту».

          (профессор, музыковед Никос Тифтикидис

«Одиссей Димитриади был на волне мировой известности, в числе первых маэстро мира. …В нем обостренно было развито чувство победителя. Он был потрясающим собеседником, которого всегда хотелось с упоением слушать!

…Он является нашей, греков бывшего Советского Союза, «золотой жилой».

(почетный посол Эллинизма Виктор Сарианиди – легенда мировой археологии) 

«…Наша первая встреча с ним состоялась в начале 1990-х гг.

Мое слово о нашем великом соотечественнике Одиссее Димитриади, при понимании его выдающихся заслуг в музыке, обращено к теме «Одиссей Димитриади – Гражданин, Политик, Мыслитель». И это, присутствующее в нем, не менее великое, его внутреннее гражданское содержание, привело его к поддержке меня в одном из критических и определяющих моментов моей жизни, когда на выборах 2000 года был первым в федеральном избирательном списке нашего Движения «Перифериаки Эноси». Все это от присутствия в нем ответственности перед его предками, молодым поколением, потомками».

(Михалис Харалампидис, греческий политик и общественный деятель)    

«Мне не довелось быть его хорошим знакомым. Несколько эпизодических встреч. Хочу сказать, что отношусь к личности великого музыканта и нашего соотечественника Одиссея Димитриади с огромным уважением и любовью».

   (символ Греческого антифашистского Сопротивления Манолис Глезос

«…Кто может об Одиссее Димитриади сказать что-либо другое?

Что это гениальный дирижер. Он потрясающе чувствовал музыку, проводя ее через все свое сердце, через свою душу. Что этот человек, по крайней мере, я его таким знаю, невероятно добрый. Для всех греков родом из Советского Союза

Одиссей Димитриади был и остается греком-иконой».

(Елена Келесиду – известная мировая оперная певица) 

«…У нас с Одиссеем Ахиллесовичем один музыкальный Учитель – великий Илья Мусин. При наших встречах в России, Греции и Грузии он всегда задавал мне вопрос: «Теодор, как поживает наш учитель, передавай непременно ему от меня привет». Он мог, несмотря на то, что уже сам был великим музыкантом с восторгом говорить о своих учителях: Илье Мусине, Александре Гауке, Евгении Микеладзе! О своих коллегах – редкое, поверьте мне явление.

А с каким восхищением о нем говорят все певцы, коллеги, к примеру, его ученик и великий дирижер Джансуг Кахидзе.

…В России он был исключительной личностью в музыке. И для нашей родины является великой честью, когда говорят «Грек, великий маэстро Димитриади, но, полагаю, что судьба Маэстро на нашей родине не была столь благополучной, какой должна быть у маэстро подобного уровня».

(Главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Теодор Курентзис

«…Это был для всех нас Бог. …Ни один артист страны не был им обижен. Все тактично, поразительно дружески, на равных».

                                            (оперное сопрано Элени Панакис

«Мое знакомство и, далее, дружба с нашим великим соотечественником берет свое начало с 1981 года, когда я приехал к нему по предварительной договоренности из Краснодара в Тбилиси. Нас связал мой дядя и друг Одиссея Ахиллесовича классический тенор, солист театра оперы имени Палиашвили, музыкальный педагог Анастас Чакалиди. …С того времени, вплоть до его смерти, (постоянно консультировался, он меня постоянно направлял. …Он смог, с позиции классического музыканта, оценить то, чем я занимался в то время – джазовой музыкой. С высоты своего «орлиного полета» он, вероятно, что-то увидел в тех моих творениях – парадоксально, но он от меня не отказался, дав мне точечные напутствия, на что мне следует обратить пристальное внимание в моем музыкальном образовании. Мой «университет Одиссея Димитриади» - это проставленные в моей «зачетке» в ходе наших ежегодных встреч его замечания и пожелания – «…с этим, Павел, разобрались – теперь движемся туда».

…Он меня направил на тот путь, на котором я нахожусь сейчас – если бы в моей жизни не было его, я бы просто остался хорошим, средним, плохим джазовым композитором. …От него я получил напутствие заниматься, во мне это стремление присутствовало, понтийским фольклором – то, чем он когда-то в 1920-1930-х гг. начал заниматься в Сухуми, но не развил далее.

…Хочу сказать о его гениальности во всем – в творчестве, его человеческих качествах. Такие совпадения, поверьте мне, редки».

(Павел Чакалиди, дирижер и композитор, Греция, Фессалоники)    

«С Одиссеем Ахиллесовичем я познакомился в Тбилиси в конце 1970-х гг.

…Одним из наиболее ярких впечатлений моей жизни стала, проведенная в конце мая 1997 г. в Верии нашим известным историком профессором Костасом Фотиадисом при активном участии центра «Маври Таласса», конференция «Эллинизм Советского Союза», на которой присутствовали наши великие соотечественники Одиссей Димитриади, Александр Згуриди, Виктор Сарианиди, Феохарис Кессиди, Никос Мастеропулос. Столько глыб вместе! Я помню и тот пиетет наших заслуженных соотечественников по отношению к Одиссею Ахиллесовичу. …Мне более всего обидно, что в Греции он, великий наш Демиург, не получил тех знаков внимания, которых был, безусловно, достоин.

И это ничего не стоило – говорю эти слова с горечью.

…7 июля 2008 года, в день 100-летия Одиссея Димитриади, мной была зажжена поминальная свеча в одном из храмов Салоник – в память о Нем».

(Яннис Карипидис – центр «Маври Таласса», Салоники)  

«Он умел растворяться в людях. Для своих соотечественников в греческом селе Цихисджвари в Грузии он был своим, близким им по духу, односельчанином».

                                 (Федор Пахатуридис, Москва) 

«…Нашей дружбе с Одиссеем Димитриади более 60 лет – с 1941 года. Он был потрясающим человеком: в музыке, созидательности, дружбе».

               (Константин Кулакис, Москва) 

«…Являюсь одним из тех соотечественников великого Одиссея Димитриади, кто знал его, кто преклонялся перед этим великим человеком, для кого память о нем навсегда останется священной категорией. Потрясающая, светлая личность, которая самим фактом своего земного существования сделала нас, огромное число греков Советского Союза, по настоящему счастливыми людьми».

(профессор медик, почетный посол Эллинизма Никос Мистакопулос)  

«Судьба мне даровала счастье знать нашего великого соотечественника Одиссея Ахиллесовича Димитриади – человека, олицетворяющего для меня образ подлинного Грека, настоящего Человека, мудрого Учителя.

…Вот на кого мы, греки всего постсоветского пространства, должны равняться!»

(герой Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. генерал Андрей Вураки)


 
«Судьба мне подарила счастье знать Одиссея Ахиллесовича, дружить с ним. Всегда старался на него походить – нам всем, кто его знал, катастрофически не хватает в этой жизни «дорогого нашего человека» - Одиссея Димитриади». 

                                                  (Яннис Кесисов, Афины) 

«Одиссей Димитриади. Человек, на которого все мы, сотни тысяч его соотечественников, хотели равняться, по нему «сверять свои часы».

Своим присутствием среди нас он делал нас счастливыми людьми.

К этой планетарной личности испытывал всегда чувства пиетета, и в беседах с моими учениками в Греции периодически возвращаюсь к «урокам великого Одиссея Димитриади».

(музыкант Виктор Василиади, Греция, Фессалоники)

 

«Одиссея Ахиллесовича я видел всего-то один раз – на одном греческом мероприятии в первой половине 1990-х гг. в Москве. Всю свою сознательную жизнь я знал о нем, гордился, что он мой земляк-батумец, что у нас есть такой великий соотечественник».

(российский космонавт и первый космонавт в мире греческого происхождения,

почетный посол Эллинизма Федор Юрчихин

«Мы, греки бывшего Советского Союза, гордимся этим человеком, потому что своим творчеством, своей великой биографией, своим примером он демонстрировал нам истинные жизненные ценности».

(Лаки Кесоглу, народный артист Казахстана, профессор, Алма-Ата)    

«…Его отсутствие – ощущение огромной потери для всех греков.

Его небольшая московская квартира на Тверской всегда была наполнена разными людьми. Родственниками, знакомыми из Грузии: Тбилиси, Батуми, Сухуми.

…Мудрый, невероятно коммуникабельный, планетарно добрый человек».

(внук О.А.Димитриади – доктор мед. наук Николай Димитриади

…Друзьями Одиссея Димитриади называли себя великие Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович, Димитрий Митропулос, Евгений Микеладзе, Евгений Мравинский, многие великие деятели культуры Советского Союза, во всем мире. 

В 1990-е гг., будучи в почтенном возрасте, окунаясь памятью в прошлое, он говорил: «Все мои друзья покоятся в Дидубе (пантеон в Тбилиси, где захоронены выдающиеся деятели Грузии – прим. Н.С.), но я к ним не спешу».

Он является одним из трех греков великих дирижеров мировой известности:

Димитрий Митропулос, Герберт фон Караянн и …Одиссей Димитриади.

Патриарх греков постсоветского пространства – их Лицо, Гордость и Честь. Человек – Легенда. Человек – символ греков, генеалогические корни которых из исторического Понта. Символ Всемирного эллинизма. Грек с большой буквы. 

Человек, пришедший в этот Мир в начале прошлого века, и покинувший нас в начале 21-го века. Наш великий современник. Человек – Творец. 

…Одиссей Димитриади ушел из земной жизни в предрассветные часы

28 апреля 2005 года в великую пасхальную неделю в Тбилиси.

Он прожил неполных 97 лет.   … Дай Бог всем такую Судьбу.

Жизнь он прожил интереснейшую – мало таких счастливчиков. 

Тысячи людей: его коллеги по музыкальному искусству, деятели культуры и искусства, все те, кто дружил и соприкасался с этой гениальной личностью, филэллины, соотечественники греки на всей нашей планете 7 июля 2008 г.,

в день 100-летия со дня рождения Одиссея Димитриади, мысленно присоединились ко всем тем, кто имел счастливую возможность в этот день возложить цветы к месту его земного упокоения у оперного в Тбилиси. 

«…Ушедший 20-й век для всего Греческого мира постсоветского пространства можно смело назвать эпохой гениального Одиссея Димитриади.

Великого музыканта, человека-Творца, светлой Личности, Грека с большой буквы».

(президент греческих общин России, координатор Периферии САЕ стран бывшего Советского Союза, депутат ГД РФ Иван Саввиди)

Одиссей Димитриади – человек Мира. Величайшая личность.

Очень важно помнить и чтить таких выдающихся представителей, которые объединяют наши два народа, каким был и есть, поскольку, пока есть Память, человек жив, Одиссей Димитриади».

(председатель Общества дружбы с народами Греции и Кипра, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей  правительства Москвы Георгий Мурадов). 

…7 июля 2008 г. гениальному маэстро и великому Греку Одиссею Димитриади исполнилось бы 100 лет.

                                                              Никос СИДИРОПУЛОС 

P. S. 

В беседах о нашем великом соотечественнике многими моими собеседниками было высказано одно пожелание – чтобы в каждой греческой общине постсоветского пространства был портрет Одиссея Димитриади.

Быть может, каждый входящий в эти «греческие пространства», освещенные образом великого Демиурга, станет хотя бы чуточку добрей, лучше! 

…7 июля 2008 года. Тбилиси.  

Президент Центра греческой культуры имени Одиссея Димитриади

Мадонна Саввиди (почетным президентом центра является его дочь, профессор Тбилисской консерватории Нани ДИМИТРИАДИ), сотрудники и воспитанники центра возлагают цветы к могиле Одиссея Ахиллесовича Димитриади.

        …Цветы от имени миллионов Его соотечественников.

 

«…Мой Одиссей Димитриади»

К 100-летию со дня рождения Великого Грека Виктор Сарианиди об Одиссее Димитриади     

7 июля 2008 г. великому маэстро, Греку Одиссею Димитриади исполнилось бы 100 лет. 

В тбилисскую ночь на 28 апреля 2005 года перестало биться сердце человека, олицетворяющего для сотен тысяч греков пространства бывшего Советского Союза их Лицо, Честь, Гордость и Достоинство.

Ушел из жизни Патриарх Греческого мира пространства бывшего СССР.            Человек – Легенда. Человек - Творец.

Символ Всемирного и Понтийского эллинизма.

Наш Великий современник Одиссей Димитриади. 

Ему дано было прожить долгую жизнь – без малого 97 лет.

Сыну Каллиопи (Эфремиди) и Ахиллеса Димитриади (родом из местечка Сурне близ исторической столицы Понтийского эллинизма Трапезунда), родившемуся 7 июля (24.06. - по старому стилю) 1908 г. в небольшом городе Российской империи (Грузии) у Черного моря Батуми, довелось прожить фантастическую по событийной насыщенности и оставленному для будущих поколений наследию жизнь. 

Ровесник 20-го века, оставшийся на несколько лет окинуть своим мудрым взором век 21-й. В последнее десятилетие своей жизни он некоторое время жил в Греции и возвращается в Тбилиси, где жил со своим сыном Орестисом. Тбилиси – город, где Одиссея Димитриади боготворили все: простые горожане, представители культурной и политической элиты страны.

Дай Бог всем такую Судьбу. 

7 июля 2008 г. великому Греку исполнилось бы 100 лет. 

2008 г. для Греческого мира нашей планеты, Всемирного и Понтийского   эллинизма, греков постсоветского пространства – год величайшего Демиурга, Маэстро Одиссея Димитриади.           

Легенда мировой археологии Виктор Сарианиди о легендарном маэстро Одиссее Димитриади

         Виктор Сарианиди и Одиссей Димитриади

…Мне не посчастливилось знать великого Одиссея Димитриади.

Мне не выпала великая жизненная удача быть рядом с ним и слушать Его. Наблюдать за поворотом Его головы («…да, слушаю Вас, Нико»), ходом  его мысли, очертаниями греческого орлиного профиля великого Грека. 

Всем тем нашим соотечественникам, кто имел счастье видеть и слушать Его, попадать безальтернативно под его океанское обаяние, признаюсь искренне, завидую в бесконечных измерениях белой завистью.  

Более всего мне бы хотелось стать сторонним слушателем гипотетического разговора наших греческих постсоветских патриархов: маэстро Одиссея Димитриади, режиссера Александр Згуриди, живописца Димитрия Бисти, философа Феохариса Кессиди, великого химика Георгия Ксандопуло, легенды археологии Виктора Сарианиди, ученого-экономистаи общественного деятеля Гавриила Попова.

…Совет Мудрых греков. Наш греческий Ареопаг. 

Вот этих «прикосновений к мудрости» нам всем сегодня катастрофически не хватает – доверительного общения с нашими «Аристотелями», «Сократами», «Эсхилами» и «Гиппократами», «Праксителями» и «Геродотами».  

Из этой «Великой кучки» сегодня нет в живых троих:

Димитрия Бисти, Александра Згуриди, Одиссея Димитриади. 

Наступивший 2008 год – год великого Одиссея Димитриади.

7 июля 2008 г. Ему бы исполнилось 100 лет. 

Хотелось бы, чтобы завершение этого «года Димитриади» ознаменовалось выходом в свет фундаментального труда – дара Всемирному и Понтийскому эллинизму, Греческому миру пространства бывшего Советского Союза. 

«О. А. Димитриади. Переписка. Интервью. Воспоминания современников». 

Своим словом, памятью об Одиссее Димитриади с нами делится наш великий соотечественник Виктор Иванович Сарианиди. Ученый с мировым именем, легенда мировой археологии. 

Первой реакцией Виктора Ивановича на предложение автора этих строк поделиться со своими соотечественниками воспоминаниями о своем достойнейшем жизненном пути, своими «греческими» мироощущениями, была, признаюсь вам, обескураживающей.

-  …Вам не кажется, что сейчас вам необходимо дать серию статей о Димитриади. …Он незаслуженно забыт. Николай Фомич Тифтикиди написал монографию об его творческой жизнедеятельности, но этого явно недостаточно.  …И вновь об Одиссее Димитриади. Если сейчас о Димитриади вам с полным правом на то могут рассказать 5-10 человек, то через 10 лет останется трое. …Необходимо, уверяю вас, спешить. 

Три великих Грека: маэстро Одиссей Димитриади, философ Феохарис Кесссиди, легенда мировой архологии Виктор Сарианнидис

Виктор Сарианиди, судите из его слов об Одиссее Димитриади, испытывает к великому маэстро чувства уважения и восхищения. 

Вот именно в этой щедрости своих оценок своему соотечественнику и другу раскрывается еще одна грань величия легенды мировой археологии.

Великие люди в силу своей самодостаточности не «играют» (“den paizoyn ton “Kolokotroni”) – им  в этих «упражнениях» византизма нет никакой нужды!

…Постарайтесь внимательно вслушаться в эти, казалось бы, простые слова одного великого Грека о другом великом Греке. …Величие в душевной щедрости, в этой простой и тем ценной (!) Правде о Соотечественнике.

- Мы с Одиссеем Ахиллесовичем в течение нескольких лет один, два раза в неделю встречались. Играли в нарды, разговаривали на всевозможные темы, которые переносились к застолью, устроенному сестрой Инной Ивановной.

У него была феерическая карьера! В Грузии. В Большом театре.

…А как в Грузии к нему относился тогдашний глава республики Эдуард Шеварднадзе: «Батоно Димитриади, чем могу быть Вам полезным?» 

- В Грузии сегодня к греку Одиссею Димитриади отношение, как к национальному достоянию. Об этом говорит даже тот факт, что некоторые бойкие журналистские перья переименовывали его в «Димитриадзе» - такая, казалось бы, «своеобразная» форма симпатии к этой фантастической личности, на самом деле, говорит о многом. 

- …В книгу воспоминаний о Димитриади непременно должно войти его обширнейшее интервью журналисту из Грузии, данное им в последний тбилисский отрезок своей жизни. …В этой книге должны обрести свое место все его интервью, публикации и воспоминания о нем его коллег, наших соотечественников, кто удостоился чести быть его другом и знакомым. 

- Из числа наших соотечественников своей сокровенной Памятью о нем могли поделиться наши москвичи Константин Кулакис, Никос Тифтикидис, Христофор Триандафилов, Федор Пахатуридис, Михаил Александриди, Екатерина Афанасиади (Геронтиди), Павел Асланов, внук его старшего брата Николай Ахиллесович Димитриади.

Его дети, живущие в Тбилиси: дочь – профессор консерватории Нани Димитриади, сын – Орест.

Яннис Кесисов, другие наши соотечественники в Грузии, России, Казахстане (Лаки Кесоглу) и Греции (Феохарис Кессиди, Виктор Василиади, Павел Чакалиди, Елена Панаки, Яннис Карипидис).

- Нико, кто-то из журналистов должен это дело начать.

…Повторяю, возьмите эту «золотую жилу», и не распыляйтесь на псевдо героев. …Забудьте о них. Пишите о Димитриади, о вашем друге Кессиди. 

- Виктор Иванович! Когда вы познакомились с Одиссеем Димитриади?

- Это было ближе к середине 1970-х. Познакомил нас наш московский соотечественник Федор Пахатуридис.

…Когда мы познакомились, он уже покинул Большой театр (1973). Помню, иду по Москве, и повсюду афиши «Одиссей Димитриади». Он был на волне мировой известности, в числе первых маэстро мира. 

- Его гений играючи преодолел барьер национальной принадлежности!   

- Перед гением бессильны все и вся. О здравости его ума говорили и такие, казалось бы, приземленные факты, что к 90 годам у него не было склероза.

- Все это – результат ежедневных умственных упражнений. Человек, не дающий покоя себе круглые сутки – «душа обязана трудиться и день и ночь…».

- Он все отлично помнил! …В нем обостренно было развито чувство победителя – когда, к примеру, проигрывал в нарды, обижался как ребенок! 

- Наверняка, во время ваших многочисленных разговоров, он касался и каких-то показательных с его точки зрения случаев из его жизни.

- Он был потрясающим собеседником! 

- Наверняка этому способствовали два фактора: его национальное происхождение и земля Грузии, где каждый мужчина знает в совершенстве застольную риторику.

- Он говорил: «Конечно, я грек и моя историческая родина – Эллада. Но я родился здесь, в Грузии. Не могут обычаи, которые меня окружают, не сказываться». …Знаете, как он стол вел! Не каждый грузин столь искусно может так. Вы себе не представляете! Кто бы за столом не сидел – 30, 50 человек, о каждом скажет, вдохновив, тем самым, его на благие деяния на всю последующую жизнь. Только иногда спросит у меня, «как его зовут?»

                         (смеется!)

…В Москве, помню, в один из его приходов ко мне в гости, поставил на стол бутылку греческого коньяка, он ее опочил один.

- Это говорит в пользу двух факторов: высокого качества этого напитка,  природного здоровья и жизнелюбия нашего великого соотечественника!

…Дай Бог каждому из нас прожить 97 лет достойнейшей жизни!

- Убедительно прошу вас и ваших коллег аккумулировать все силы на издание капитального труда - «Одиссей Димитриади. Письма, интервью, воспоминания современников». 

Не знаю, насколько актуально было мое отступление от привычных канонов церемонии чествования лучших журналистов зарубежной диаспоры, что проходила в президентском дворце 10 июля 2003 г., но, помимо приличествующих подобным церемониям,  протокольных слов, мной было сказано президенту Греции Константиносу Стефанопулосу и следующее:

«Три дня назад, г-н президент, великому маэстро Одиссею Димитриади исполнилось 95 лет. Всем грекам бывшего Советского Союза было бы приятно знать, что об этом помнят и на нашей исторической родине. Что в его адрес по этому случаю направлено поздравление главы Греческого государства». 

…О юбилее Одиссея Димитриади я знал заранее и, безусловно, вспомнил о нем и 7 июля 2003 г. Именно в этот день, во время вечернего застолья в ресторане у стен Акрополя, поделился этой информацией с соотечественниками коллегами (лауреатами журналистских премий для СМИ греческого зарубежья), прибывшими в Афины со всех 5 континентов. Поднял тост «за великого сына Греческого народа маэстро Одиссея Димитриади» и, в заключение своих слов, попросил коллег рассказать нашим соотечественникам в своих странах о нем – рассказать их греческой читательской аудитории об этом потрясающем человеке. 

Продуманного сценария напомнить о 95-летии нашего великого соотечественника официальным лицам в Афинах у меня не было.

И только в момент вручения мне главой Греческого государства грамоты и планшетки (некоторым коллегам данные атрибуты лауреатства вручали тогдашний министр печати и СМИ Христос Протопаппас и сегодняшний госминистр Фодорос Русопулос), ощутив абсолютное Доверие к этой Личности, я позволил себе отступить от регламента подобных церемоний и сообщить президенту Греции о юбилее нашего великого соотечественника. 

Помощник г-на президента записал необходимую информацию: поздравительную телеграмму необходимо отправить в Тбилиси (Грузию). 

…Спустя 2, 5 года вновь в разговоре с Виктором Ивановичем возвращаемся  к личности Одиссея Ахиллесовича Димитриади.

- Виктор Иванович, Одиссей Димитриади органично себя чувствовал и в новогреческом и в понтийском диалекте греческого языка.

- Так же, и в грузинском! (смеется) Но по ментальности своей он, безусловно, был понтийским греком. Знающим прекрасно свою родословную, а так же

все глобальные факты из истории Понтийского эллинизма. 

- История семьи Димитриади. Их семья, как и многие греческие семьи греков Советского Союза в 1920-1930-х гг., познала «вкус» сталинских репрессий, оказалась разделенной на две половины: в Греции и России.

- Очень деликатная тема. Его отец был репрессирован. Был сослан в Сибирь, а после его возвращения в начале 1930-х гг. семья убыла в Грецию.

Почему, скажите мне на милость, он похоронен не в Афинах, а в Тбилиси?

- …Почему?

- Потому, что там он себя ощущал лучше. Не оцененным он остался в Греции. В Грузии «батоно Димитриади», в Греции говорят одно и ничего  при этом не делают. …Обещания, данные ему тогдашним министром культуры Венизелоссом, остались обещаниями. У них, поверьте мне, не было такого великого маэстро, как Димитриади. Он заслуживал со стороны Греческого государства достойных его личности знаков внимания.

- В разговоре с известным российско-греческим дирижером Теодором Курентзисом (последним и любимым учеником великого педагога Ильи Мусина, в то время как Одиссей Ахиллесович был в числе его первых и любимых учеников!), любившего и высоко ценившего Одиссея Ахиллесовича, проскользнули подобные вашим нотки горечи:

«…В России он был исключительной личностью в музыке. И для нашей родины является великой честью, когда говорят «Эллин Одиссеас Димитриадис», но, полагаю, что судьба Маэстро на нашей родине не сложилась столь благополучно, как должна была сложиться у маэстро подобного Ему уровня». 

- …Почему он в Греции прожил считанное количество лет?

…Потому, что в Грузии он был человеком-легендой. С ним все здоровались и «стар и млад» - с пиететом! …Его там, в Тбилиси, похоронили около театра оперы и балета. …Первый человек в стране Эдуард Шеварднадзе к нему относился как к Национальному достоянию. 

…Пытаюсь смягчить «вину» экс-министра культуры Э. Венизелосса:

«Кто-то, Виктор Иванович, из его помощников должен был ему напомнить об обещании, данным им О.А. Димитриади». 

- С ним на эту тему разговаривал Фодорос Столтидис

(председатель Понтийской федерации  юга Греции – прим. Н.С.).

Разговор длился около 3-х часов.

…Все слова обещания на поверку, повторяю, оказались блефом!

- …У него присутствовал этот осадок горечи от заключительного рандеву с исторической родиной?

- Да, конечно. … В Грузии к нему, Нико, лучше относились, чем в Греции!

Он умер в Грузии, а не в Афинах и это не случайно.

…Одна высокопоставленная дама в греческом МИДе с недоуменной интонацией в голосе сказала: «А почему, собственно, Грецию должна заботить судьба г-на Димитриади?» 

Мой собеседник говорит эти слова эмоционально, с горечью.

 

7 июля 2008 г. Дата 100-летия со дня рождения великого Грека Одиссея Димитриади.  

…Перелистываю книгу-монографию профессора музыковеда нашего достойнейшего соотечественника Никоса Тифтикидиса

«Одиссей Димитриади. Дирижер. Педагог. Композитор».

«…Дирижирование стало уделом жизни Димитриади, основой его творческого подвига и призвания, утверждавшего Жизнь, Добро, Свет, Счастье и Красоту». 

…В недавно появившейся книге «Наследники Орфея» И.Х. Илиади,    посвященной нашим соотечественникам музыкантам и певцам, приводится повествование и об удивительной судьбе великого маэстро. 

Для написания книги о великом дирижере и Греке Одиссее Димитриади необходимо в срочном порядке создать авторский коллектив.

Данный труд,  убежден, будет востребован каждой греческой семьей корнями из бывшего Советского Союза, всем просвещенным эллинизмом.

                                                                                 Никос СИДИРОПУЛОС

 

Председатель Общества дружбы с народами Греции и Кипра Георгий Мурадов: «Одиссей Димитриади – человек Мира» 

Среди многих тысяч филэллинов, искренних друзей нашей страны есть и те, – кстати, их не так много, – кто в глазах самих греков воспринимается своими людьми до мозга костей. Как из «варягов» становятся греками, можно проследить на примере биографии Георгия Мурадова, детские и юношеские годы которого прошли на юге России в Краснодарском крае, где издревле ярко и созидательно присутствует греческий элемент. Вот именно оттуда и берут свое начало филэллинистические корни моего собеседника.

Далее – учеба в МГИМО, где в числе иностранных языков он изучал греческий.

- Знаете, кто больше всех был рад тому, что я стал изучать в МГИМО греческий язык?  Мой отец! Он вырос в Геленджике и многие из его друзей были понтийскими греками. 

Дипломатическая служба в Греции и на Кипре укрепила в Георгии Мурадове «греческое древо», сделав его навсегда грекомыслящим россиянином!

Видимо эта греческость, любовь к греческой культуре и нации, стала главной причиной его согласия возглавить Общество дружбы с народами Греции и Кипра.

…Так распорядилась судьба. Дружба с греками юга России, которая никогда не прерывалась, трансформировалась в дружбу и по сути в породнение со всей греческой нацией! 

Мурадов Георгий Львович.

Руководитель Департамента  внешнеэкономических и международных связей          Правительства Москвы.

До 2000 г. – на дипломатической службе: Греция, Болгария, Кипр.

В 2000 г. по предложению мэра Москвы Юрия Лужкова занял пост руководителя Департамента международных связей.

Председатель Общества дружбы с народами Греции и Кипра. 

Тверская, 13. Здание мэрии г. Москвы.

Поводом для нашей очередной встречи с Георгием Мурадовым стала планетарная личность великого музыканта и грека современности Одиссея Ахиллесовича Димитриади - 7 июля 2008 г. гениальному маэстро исполнилось бы 100 лет. На мое предложение поделиться с тысячами эллинов и филэллинов России своими воспоминаниями о великом дирижере-романтике Одиссее Димитриади, Георгий Львович ответил: «Вы правы, у меня, действительно, на всю жизнь останутся самые восторженные впечатления об этой вселенской Личности, имя которой уже вписано золотыми буквами в Историю Греческой нации, а также мировой и нашей отечественной музыкальной культуры». 

Презентую Георгию Мурадову достойный труд петербуржца Фотиса Муратиди «Греки- адмиралы и генералы Военно-Морского флота России».

Мой собеседник проявляет к данной книге неподдельный интерес. Обнаруживаю в нем и «греческое» чувство юмора: «Автор книги, можно сказать, почти мой однофамилец!»

Моя реакция не заставляет себя ждать: «А мы, греки, вас давно записали «в греках»!» 

- Георгий Львович! Почему, на ваш взгляд, личность Одиссея Димитриади вызывает теплые, восклицательные ассоциации у сотен тысяч греков и филэллинов во всем мире?

…Первые отсылки вашей памяти к человеку и музыканту Одиссею Димитриади.

- Спасибо за теплые слова в мой адрес.

Я, конечно, ощущаю себя с точки зрения профессиональной биографии весьма близко, в том числе духовно, к Греческому миру, к Эллинизму.

Многие годы довелось проработать в Греции и на Кипре, да и сейчас нередко бываю там, к тому же возглавляю Общество дружбы с народами Греции и Кипра. Безусловно, вклад эллинизма в развитие человеческой  цивилизации, мировой и, конечно же, российской культуры неоценим. Совсем скоро, 7 июля 2008 г., великому Одиссею Димитриади, этой поистине легендарной личности, исполнилось бы 100 лет. Очень важно помнить и чтить таких выдающихся представителей, которые объединяют наши два народа. Именно  таким был и есть, – поскольку человек жив, пока жива память о нем, – Одиссей Димитриади.

Мне, к счастью, довелось общаться с ним несколько раз, в тот период, когда я работал в Греции, еще в посольстве Советского Союза. 

Одиссей Димитриади был удивительно ярким, светлым человеком. От него всегда излучалось удивительное тепло и магическое притяжение. Это можно было почувствовать уже с первых мгновений общения с ним. Он был человеком высочайшей внутренней культуры, исключительной интеллигентности, обладал поистине артистическим обаянием. В то же время любой собеседник сразу чувствовал  мощный внутренний стержень Одиссея Ахиллесовича, который убеждал, что этот человек может  повести за собой людей, чтобы сделать большое дело. И, собственно, он эти дела и вершил в той сфере, которая непосредственно касалась его жизни, его приверженности, его любви – в высокой области Искусства и Музыки.

Конечно же, описание большого жизненного пути Одиссея Димитриади, всех его титулов, званий, блистательно организованных им крупнейших мероприятий в сфере советской культуры заняло бы много времени. 

- Вот уже несколько лет вы являетесь председателем общества дружбы с народами Греции и Кипра, а Одиссей Ахиллесович Димитриади являлся заместителем председателя общества «Советский Союз-Греция», руководителем которого был академик, выдающийся историк Борис Александрович Рыбаков.

- Я возглавил общество гораздо позже – несколько лет назад, когда Одиссей Ахиллесович уже ушел от нас. Да, он всегда входил в руководство общества дружбы СССР - Греция, которое, кстати, весьма активно действовало, организуя множество полезных дел в области укрепления культурных и духовных связей между нашими народами.

Так вот, я  хотел сказать, что Одиссей Ахиллесович был и остается  мостом дружбы, корифеем культуры, который объединял народы бывшего Советского Союза, прежде всего России, и Греции.

- Что вам запомнилось из тех счастливых для вас моментов общения с ним?

-   Из бесед с ним я вспоминаю такие его слова. Он говорил: «Я грек до мозга костей, но я люблю свою Родину, где я родился и вырос, и я с огромной радостью, с огромным удовольствием работаю на благо развития советской культуры, советского искусства и осознаю величие, масштаб вот этой  глыбы, махины советского искусства, советской культуры и музыки».

То есть, он был неразрывно связан и с Грецией, и с эллинизмом, которому был предан всей душой. И в то же время не отделил себя от Советского Союза и России, где он вырос, жил и творил и которым посвятил всю свою жизнь. 

- История семьи Димитриади – это как бы срез истории греков Советского Союза. Вы, уверен, прекрасно знаете биографию Одиссея Ахиллесовича:разделение семьи в начале 1930-х гг. между Советским Союзом и Грецией. Перед ним долгие годы стояла драматическая дилемма – воссоединиться с родными в Греции или реализовывать себя в жизненном призвании – Служении музыке.

Его отец умер в Греции в 1933 г., спустя год после приезда туда. Мать, как и сотни тысяч жителей Афин, Пирея, умерла от голода в трагическую зиму 1941-1942 гг.

…Встреча Одиссея Димитриади с близкими состоялась в сентябре 1959 г., спустя 27 лет после разлуки,  в ходе его первого приезда в Грецию в составе делегации в качестве заместителя председателя Общества дружбы «СССР-Греция».

Исторические судьбы двух государств и, непосредственно, личности Одиссея Димитриади. …Димитрий Митропулос, великий дирижер современности и соотечественник в то время еще студента знаменитой Ленинградской консерватории, в ходе их встреч в 1934 г. в Ленинграде категорически не советовал тому перебираться в Грецию, где, по его словам, для музыкантов дарования Димитриади в то время не было необходимых условий для прогресса и развития: «Будущее музыки здесь, в России», - слова Димитрия Митропулоса.

- По роду вашего образования, дипломатической деятельности вам прекрасно известен предмет «История советско (российско) - греческих взаимоотношений».

…Предмет «Исторические судьбы греков Советского Союза»?

- Конечно, оба эти предмета, мне достаточно хорошо известны. Это трагические судьбы целого поколения. Я убежден, что репрессии в отношении греков – это дикая несправедливость. Как, впрочем, и в отношении многих других представителей многонациональной семьи советских народов. А тем более, если речь идет о греках, которые пришли на  земли Причерноморья тысячи лет назад.

Ведь это правда, со времен Древней Греции на побережье Черного моря жили греки, были греческие поселения. Древняя Горгиппия, Пантикапей, многие другие памятники древнегреческой культуры, которые существуют на территории юга России. Конечно же, исторически наши народы тесно связаны духовно.

Не будем забывать, что христианство, православие и, во многом письменность и культура, через просветительство греков пришли в Россию из Византии. Это тоже очень важный факт. Поэтому, думаю, что своей жизнью и творчеством Одиссей Димитриади доказал абсурдность и преступность этой несправедливости. Он показал, как нужно жить всем вместе, и каких великих достижений можно добиться, будучи вместе. Убежден, что эта фигура будет олицетворять собой на грядущие десятилетия, а может быть и века, российско-греческое единство – культурное, духовное, – единство исторических судеб наших народов. 

- Георгий Львович, вы прекрасно знаете, что одной из наиболее болевых точек для греков России, греческого национально-культурного движения является вопрос реабилитации греков, подвергшихся в 1930-1940-х гг. незаконным и преступным актам со стороны сталинщины - репрессиям и депортациям. И, как мне кажется, в продолжение ваших слов о роли личности Одиссея Димитриади, его потрясающая биография, состоявшиеся судьбы таких греков, как легендарный археолог Виктор Сарианиди, академик художник Димитрий Бисти, академик философ Феохарис Кессиди, военачальник адмирал Михаил Хронопуло, кинодокументалист Александр Згуриди, ученый-экономист и общественный деятель Гавриил Попов…

- …Кстати, бывший мэр Москвы!

- …Летчик-космонавт Федор Юрчихин, офтальмолог Христо Тахчиди – это и есть полноценная реабилитация нашего народа. Их состоявшиеся судьбы.

- Безусловно! Сама история это показывает, личности это показывают.

Важно и то, что все это осуждено Новой Россией. Безусловно, и однозначно заявлено об осуждении всех этих актов, направленных против целого ряда народов Советского Союза и греков в первую очередь. …Уж, что-что, а греки никогда не давали повода быть заподозренными в измене России. Никогда этого не было.

- Об отношении греков к России говорит и тот факт, что ни один греческий солдат не воевал на Восточном фронте во время Второй Мировой войны.Ожесточенное сопротивление греков фашизму – феномен греческого «ОХИ!» (Нет фашизму!») 28 октября 1940 г., «Критский эпос».

- У нас о вкладе греческого Сопротивления в разгром гитлеровской Германии хорошо известно. Знают в России и о ваших жертвах, положенных на алтарь Победы. Греция потеряла такое огромное количество людей десять и более процентов своего населения. Среди европейских стран не многие понесли сопоставимые потери. Десять процентов – это цвет нации. Самые молодые, самые сильные, самые активные. 

- Как вы считаете, имеется какая-либо взаимосвязь между историей судеб греков Советского Союза и историей советско-греческих взаимоотношений?

- Ну, согласитесь, вообще, сталинская политика была чрезвычайно жестокой. Я бы не хотел углубляться в исторические аналогии.  Это все настолько прискорбно. …Конечно же, политика тиранов всегда трагически отражалась на судьбах людей.  А при Сталине, который, похоже, страдал психическим заболеванием, связанным с маниакальными состояниями, репрессии стали основным инструментом политики. Что привело к трагедии целых народов. Сталинский режим безжалостно уничтожал людей. Ни один полноценный лидер нации не может такого себе позволить – тем более в отношении собственного народа или каких-то его национальных сегментов. Тема Сталинизма конечно требует особого разговора.

Я крайне негативно отношусь к сталинизму и внутриполитической стратегии того периода. К тому, что было содеяно в отношении всех народов Советского Союза и, конечно же, греков.  

- …Вот такой неожиданный поворот в нашей беседе, посвященной гениальному музыканту и планетарной личности Одиссею Димитриади.

…Вы помните, когда в вашей жизни появилась эта личность?

- Ну, безусловно, в советские времена довольно часто это имя звучало. Оно было, что называется, «на слуху» в том, что касалось культуры, музыки, искусства. Я полагаю, что еще со школьной скамьи оно мне было известно. Когда я стал изучать греческий язык, соприкоснулся с миром эллинизма, стали выкристаллизовываться фигуры, которые олицетворяли собою греков Советского Союза, греков, живших в России. Именно тогда это необычное (практически - мифологическое) имя с отчеством так ярко запечатлилось и заняло очень прочное место в моей памяти. 

Рассматриваем с Г.Л.  Мурадовым фотографии Одиссея Ахиллесовича Димитриади, полученные мной за последние месяцы от наших соотечественников из Тбилиси, Афин, Салоник, Геленджика, Ростова-на-Дону, Москвы. Фотографии из периода его Тбилисской творческой деятельности. Гастроли, репетиции, его портрет из 1950 года. Фото-приглашение в Большой Театр на чествование Одиссея Димитриади по случаю его 80-летия с трогательной надписью юбиляра:

«Моему дорогому другу Христо Василиади в память о моем юбилейном вечере в Москве. О. Димитриади. 21.09.88.» (Интересно, какова судьба этого человека?).

Фантастическая фотография из его «греческого» отрезка жизни – фотограф греческой газеты «Вима» запечатлел седовласого великого дирижера Одиссея Димитриади на фоне фотографии Димитрия Митропулоса, на которой последним написаны слова напутствия своему в те годы незаурядно талантливому молодому коллеге – соотечественнику:

«Дорогому моему коллеге и другу Одиссею».

… На одной из фотографий Георгий Мурадов узнает Марию Фарандури!

Черно-белая фотография, на которой запечатлены участники фестиваля культуры советских греков на фоне круизного лайнера «Леонид Собинов»:

- Вот как раз этот корабль в порту Пирей я и встречал в 1990 г.– участников фестиваля и легендарного Одиссея Димитриади! Тогда еще только-только сформировалось Общество советских греков.

- Которое возглавил мэр советской столицы Гавриил Харитонович Попов!

- Я вижу фотографии Одиссея Ахиллесовича периода его блестящей деятельности в Грузии. Хочу добавить, что везде, где бы ему не доводилось работать, он оставил свой яркий незабываемый след. Это – фигура объединяющая, человек глобального масштаба. Мы начали с этого разговор, и, думаю, будет совершенно естественно на констатации величия  исторической фигуры О.А. Димитриади его и завершить.

Одиссей Димитриади – человек Мира

- Мы находимся сейчас в здании мэрии Москвы по адресу Тверская, 13 – как раз напротив расположен дом, в котором долгие годы проживал Одиссей Димитриади.

Думаю, Георгий Львович, вы согласитесь со мной и тысячами эллинов и филэллинов Москвы и России, что имя человека Мира Одиссея Димитриади, которому 7 июля 2008 г. исполнилось бы 100 лет, достойно увековечения о нем Памяти  -  установления мемориальной доски на здании этого дома.

- Да, безусловно! Вполне можно было бы предложить мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову  к 100-летию Одиссея Ахиллесовича Димитриади открыть эту мемориальную доску.    Я бы такую идею, конечно же, поддержал. 

   Никос СИДИРОПУЛОС

Елена Панаки: «…Это был для всех нас Бог» 

Одиссей Димитриади.

Имя нашего великого соотечественника Одиссея Димитриади, которому 7 июля 2008 г. исполнилось бы 100 лет, находит живой отклик в сердцах сотен тысяч его соотечественников. Гениальный музыкант, величайший гуманист, великий грек. 

В преддверии 100-летия со дня рождения великого маэстро своей памятью о нем делятся наши соотечественники, кому судьбой было даровано счастье знать Одиссея Димитриади, быть в числе его добрых знакомых, друзей. 

Панакис Элени Михайловна.

Родилась в Грузии в семье родителей греков.

Окончила Тбилисскую государственную консерваторию в 1983 г. по классу вокала Л.Г.Гоглигидзе, завершила свое музыкальное образование в Киеве. 

Являлась солисткой Тбилисского театра оперы и балета и Государственного камерного оркестра (Грузия). Принимала участие в представлениях, прошедших в самых престижных концертных аудиториях Советского Союза: Москвы, Ленинграда, Киева, Таллинна, Риги, Вильнюсе, Будапеште (Венгрия).

В репертуаре Элени Панакис партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, Дездемонны в «Отелло» Верди, LEILA στο “LES PECHEURS DES PERLES” του BISET.

В 1994 г. переезжает на постоянное место жительство в Грецию (Салоники).

В сентябре 1994 г. с большим успехом прошел цикл ее концертов в Париже.

Первое появление на греческой сцене проходит с большим успехом 10-12 мая 1995 г. в партии Тоски Пуччини. С того времени ею были исполнены партии Амелии в “SIMON BOCCANEGRA” Верди, Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского, Элеоноры в “PROVATORE” Верди. 

Елена Панаки одна из немногих наших соотечественников, кто на протяжении долгих лет знал Одиссея Димитриади, поддерживал с ним профессиональные, дружеские, патриотические контакты. Воспоминания Елены Панаки, окрашенные в теплые лирические тона, о великом маэстро представляют огромную ценность для наших, соотечественников и исследователей творчества гениального маэстро, попыток воссоздать цельную картину его образа, ибо в них великий Димитриади предстоит перед нами в разных ипостасях. Человека, творца, гражданина, нашего соотечественника-грека. 

Элени Панаки и Одиссей Димитриади

Воспоминания Элени Панаки это, на самом деле, ее непрерывающиеся общение с дорогим для ее Памяти и сердца близким человеком, которое и в дне сегодняшнем помогает ей настроить струны ее души на самую высокую, чистую и проникновенную ноту. 

Наша встреча прошла в Афинах, где живет и вот уже на протяжении 14 лет служит оперному искусству наша прекрасная соотечественница.

Ключ-код нашей встречи – великий грек и гениальный маэстро Одиссей Димитриади. 

Первым из многочисленных фрагментов памяти Елены Панаки об Одиссее Димитриади стал эпизод, относящийся к «греческому» периоду его биографии.

Салоники. Конец 1990-х гг. 

- После концерта нас пригласили отужинать. Одиссею Ахиллесовичу было, как понимаете, не так мало лет. За столом очень деликатно поинтересовались:

«Что вы будете пить?», естественно рассчитывая услышать, что газированной воды или, ну, в крайнем случае, пива. Одиссей Ахиллесович отреагировал: «Что это вы принесли?! Коньяк, или еще лучше водку!» Принесенный фужер с водкой он выпил залпом!

Я немножко перепугалась. Все-таки, возраст. Плюс целым оркестром продирижировать – концерт длился 1,5-2 часа. Силы на пределе.

Но он держался великолепно, с достоинством:

«Какая красивая луна и …эти женщины вокруг, разве можно за это не выпить!» 

- В разговорах с вами или в тех беседах, участником которых вы были, какие темы главенствовали: музыкального творчества, воспоминаний о наиболее памятных событиях в его жизни, о своих близких и друзьях…

- Он часто вспоминал своих друзей грузинских композиторов и актеров.

О том же певце Вано Сарадишвили, дирижере Евгении Микеладзе.

Он говорил: «Они все в Дидубе…»

- Там находится кладбище-пантеон, где покоятся самые заслуженные люди Грузии.

- …Он говорил: «Все они, мои друзья, на кладбище. Они меня ждут, но ничего, я к ним не спешу».

- После слов «меня ждут» следовала глубокая пауза, но уже после «я к ним не спешу» - веселая разрядка!

- Сколько в нем было юмора!

Помню, с какой теплотой Одиссей Ахиллесович вспоминал свои первые месяцы консерваторской жизни в Ленинграде.

Он спал на рояле. И сколько раз падал с него! В комнате положено было находиться 3-4 человекам. Его, скажем, приютили по дружбе. «Как только я видел (чувствовал) приближение коменданта общежития, все время прятался. …Однажды, во время репетиции, играю кусочек из «Пиковой дамы» и в это время меня по плечу бьет кто-то. Оборачиваюсь. Стоит комендант: «Ну, ладно. Заходи завтра ко мне, будет тебе койка в общежитии». Так он получил в общежитии койку!

- Ощутил, так сказать, разницу, что такое спать на рояле и на законно принадлежащей тебе койке в общежитии!

- …Вот только благодаря своему незаурядному таланту он и получил место в общежитии.   

- Вспоминал ли он своих учителей: Александра Гаука и Илью Мусина?

- Он вспоминал их очень часто. И самое поразительное, вспоминал их с восторгом, будучи сам крупным музыкантом. Он говорил о них, как о людях святых. Восторгался их музыкальными знаниями, талантом. Вы знаете, это качество присуще не многим музыкантам. …Только восторг в адрес своих педагогов. И помню его фразу, когда он говорил: «Я вот, Леночка, сидел среди этих глыб и молчал. Мне не хотелось даже слово говорить. Они были настолько мне интересны. Я после своего Сухуми, и эти люди столичные с образованием. Сидел и, затаив дыхание, их слушал. Очень много лет мне доставляло огромное удовольствие их слушать. Это были настолько интересные люди! Я знал, что учусь не только музыке у них, но и технике жить в театре, общаться с оркестром».

- …Очень важная наука – умение общаться с оркестром, музыкантами.

- Оркестр. Оркестранты бывают очень жестокими.

- Вспоминается показательный пример – история с великим Евгением Светлановым.

- С тем же Митропулосом. Закончилось тем, что оркестранты начали копать под него.

- …Оркестр – очень сложный, чувствительный механизм.

- Там каждый себя считает солистом. Болезненно воспринимается любое замечание и надо иметь большое искусство, невероятное терпение и обаяние, чтобы завладеть их сердцами и вниманием. …Этими качествами в полной мере обладал Одиссей Димитриади. 

- Мои наблюдения сугубо дилетантские. Главный инструмент в оркестре – первая скрипка…

- Да, правильно. Но у каждого музыканта есть свои соло исполнения. У валторниста, фаготиста, арфы. С тем же Димитриади мы пели с оркестром кинематографии в знаменитом Большом зале Гнесинки на Поварской. Там оркестр играл фрагмент из «Силы судьбы» Верди. Артистка исполняет сольную партию.

Естественно, он должен поднять артистку, чтобы публика поприветствовала ее.

- Казалось бы, простые вещи, но как все можно преподнести!

- Боже упаси, уделить внимание кому-то чуть больше! Все четко отслеживается.

- Все, так сказать, «по праву и чину»!

- Естественно, первая скрипка и, уже потом, те, у кого было первое соло в оркестре. 

- У великого маэстро Димитриади с музыкантами были прекрасные отношения.

- Я не помню за все годы, что мне довелось с ним петь еще со студенческой поры, ни одного конфликта у него с музыкантами. Их попросту не было!

Надо сказать, говорю это не потому что «под запись», что с ним легко было работать.

Он мог и пошутить с оркестром, и даже замечания, которые им делались, не были едкими.

- Делать замечание музыканту, при этом, не обижая его достоинства.

- Поразительное качество в человеке. Ни один артист страны не был им обижен.

Με τρόπο. Все тактично. Поразительно дружески, на равных.

- Общался с десятками наших соотечественников, знавших Одиссея Ахиллесовича. «Он с нами общался на равных, не подчеркивая важность своей персоны».

- Ему, поверьте мне, не надо было подчеркивать что-либо. Достаточно посмотреть на его фотографию. Этот поразительный профиль, взгляд, орлиный нос, копна волос.

Внешность Одиссея Димитриади говорила о его силе! Достаточно было на него посмотреть, и ты это сразу чувствовал. Он же лишний раз этого не подчеркивал. Никогда!          

- Как вы считаете, от кого им были почерпнуты эти качества – умение раствориться в людях, быть для них своим человеком? От предков, родителей…

…Вспоминаю слова о нем нашего московского соотечественника Федора Багатурова, который знал Одиссея Ахиллесовича в течение полувека, с 5-летнего возраста в греческом селе Цихисджвари в Грузии.

«Он был для всех наших соотечественников в селе своим человеком – их односельчанином». …Как ему это удавалось?

- Удивительное сочетание. От великого музыканта и до простого человека!

Ему ничего не вскружило голову. Ни то огромное количество великих музыкантов, которых он знал, ни его высокое положение, заслуги в музыке.

- Но при этом все понимали, кто находится перед ними.

- Да, ни у кого не возникало мысли с ним фамильярничать. Никто бы этого не посмел.

- Говоря о его внешности, пусть это и прозвучит с пафосом, можно сказать, что это было лицо патриарха Греческого мира постсоветского пространства.

- Может быть, с этим вашим сравнением я бы все-таки не согласилась. Он был правдивым, очень земным. Любил женщин, чего не скрывал. Они занимали важное место в его жизни.

Я знала первую его супругу Надежду Васильевну Харадзе. Обаятельнейший человек!

Мама Наночки Димитриади. Я упивалась, слушая ее – там такой хохот стоял.

Светлая, жизнерадостная, удивительно красивая женщина. 

- В ваших разговорах с Одиссеем Ахиллесовичем звучала темы его семьи:родители, братья, сестры?

- В его жизни было много страданий. Разделение семьи, смерть родителей. Во время войны в Греции умирает его мать – страшной смертью от голода.

- Холодная и голодная зима 1941-1942 гг., унесшая сотни тысяч жизней жителей столицы Греции. …И жизнь матери Одиссея Ахиллесовича Димитриади.

…Двадцать лет спустя последовала потеря сына Париса, который был блестящим пианистом. Я училась в консерватории у педагога, которая была с ним на одном курсе. Она говорила мне, какой невероятно щедрый в проявлениях дружбы этот был человек, необыкновенно талантливый пианист. Способный истратить две свои стипендии, чтобы «украсить»  дерево в домашнем саду однокурсницы бутылками шампанского! …Среди этой плеяды однокурсников и друзей Париса Димитриади была и замечательная Элисо Вирсаладзе. …Преждевременная трагическая смерть сына.

Он сорвался со скалы и умирал не сразу – с неугасающей в глазах надеждой жить. 

- Поговорим о вашем восприятии Одиссея Димитриади. Как человека, соотечественника, музыканта.

…Вы могли ему доверить тайну, поделиться какими-то своими сомнениями?

-   Что касается профессиональной части, он всегда был открыт к взаимодействию:

«Леночка, насколько вам удобно, может быть оркестр немного потянуть, вам хватает дыхания?»   Где удобно брать дыхание? Где правильно брать дыхание?

Как известно, в классической музыке, в опере конкретные места, где певцы берут дыхание. По чисто музыкантским вопросам он всегда говорил:

«По всем вопросам моя дверь открыта для вас». С такой легкостью давалось все это.

- У вас, наверняка, были многочисленные возможности работы с другими дирижерами.

- Да, у меня такие возможности были. Что касается его, вновь скажу, что он был удивительным человеком, который понимал, что у артиста может болеть голова, что он не спал ночь, отравился, что-то у него произошло дома в семье. Он знал и очень ценил певцов. Говоря о солистах Большого театра, он говорил: «Я не помню случая, когда я их не понимал. Это живой орган. И мне хотелось, с тем же Зурабом Соткилава, петь с ними, чтобы им было бы легче. Я своим присутствием за пультом был им помощником».

Его работа в Большом театре.

- Он говорил, что очень непросто было попасть дирижером в Большой театр. Ему без конца звонили: «Вы знаете, вот такой дирижер заболел. У него какой-то приступ. Замените этого. Дальше, там снова произошло очередное тяжелое положение.

И, в основном, это касалось такого дирижера, как Фуат Мансуров».

…И, вот, на этот раз Фуат Мансуров застрял в лифте, и его никак не могли оттуда вытащить. Звонят Одиссею Ахиллесовичу: «Одиссей Ахиллесович, спасайте!»

- Дирижировать оркестром Большого театра без репетиции, подготовки…

- У него была феноменальная память, и он всегда был готов встать за дирижерский пульт.

Не теряя своего потрясающего чувства юмора, он спросил: «Что вы мне предлагаете? Вытащить его из лифта?» За час до начала спектакля он должен был идти «спасать», дирижировать, настраиваться. 

- Тема «Наша соотечественники в оперном искусстве».

- Нас было очень мало. В Тбилисском оперном театре был Цакалидис Иван Анастасович. Я его уже не застала. Во время греческих съездов познакомилась с одним известным тенором, у которого мать была гречанка. Может быть, вы его знаете?

- Речь, скорей всего, идет об известном теноре солисте Мариинки Константине Плужникове, который, кстати, как и вы, родом из Грузии. В Москве работает оперный бас Георгий Саракасидис. Наш казахстанский соотечественник Лаки Кесоглу по образованию оперный певец, в репертуаре которого 5 оперных партий. Татьяна Куинджи – лирико колоратурное сопрано, солистка «Геликон-опера».

Некогда блистал в Свердловске лирический баритон народный артист РоссииЯннис Вутирас, родившийся в 1914 г. в Трапезунде, выпускник Батумского музыкального техникума (1933-1937), Ленинградской консерватории (1937-1941).

- …По настоящему возможность познакомиться друг с другом всем творческим людям представилась на фестивале культуры греков Советского Союза в октябре 1990 года.

Выступления на лучших концертных площадках Москвы и, далее, трехнедельный круиз в Грецию и на Кипр  на корабле «Леонид Собинов».

- У вас остались впечатления стороннего наблюдателя общения Одиссея Димитриади со своими многочисленными соотечественниками?

- Так получилось, что мне на корабле выпало место и честь сидеть рядом с Одиссеем Ахиллесовичем. Мне и Марике Стефаниди. Он очень следил, выдерживаю я режим или нет. Певицы должны следить за собой: выдерживать режим, вовремя ложиться спать.

Я как могла это делала. Все мы ложились спать поздно и просыпались тоже очень поздно. Просыпались к обеду. Мы сидим за одним столом, и скрыться невозможно. Нельзя поменять таверну. Все четко закреплено за каждым участником фестивального круиза. «Доброе утро, Одиссей Ахиллесович!»

- Актуальней, полагаю, было говорить «Добрый день!»

- Вот-вот! На второй раз нами был получен наказ от Одиссея Ахиллесовича:

«Вы не считаете, что это слишком позднее время для утра? И, вообще, я вам посоветовал засыпать пораньше». …На корабле он был для всех как Бог. 

- Для вас это, скорей всего, был первый опыт – встретиться с таким количеством греков. Вам были интересны эти контакты с нашими соотечественниками?

- Мне там понравилось. В один прекрасный день мы решили перезнакомиться друг с другом. На корабле было очень много людей, которые никакого отношения к грекам не имели. Там были и «подводные» течения. Впрочем, не будем об этом говорить.

- Идеологема этого мероприятия состояла в том, чтобы представить воедино все творческие силы греков Советского Союза: классические (профессиональные) силы и народно-художественные коллективы (любительские).

Праздник культуры греков Советского Союза!

- Это был, действительно, праздник!

В один прекрасный день мы все познакомились. Каждый вставал и говорил, откуда он, о своих греческих корнях. Вот тогда и оказалось, что греков на корабле нет и половины.

- Кто из наших соотечественников произвел на вас наибольшее впечатление?

- Елена Камбурова! Блестящая. Какая тонкость, глубина. Философия песни.

Конечно же, я знала, кто такая Елена Камбурова, но не знала, что она гречанка.

Познакомилась с прекрасной певицей из Алма-Аты Еленой Келесиди.

Поймите, страна была большая – мы из Грузии, другие из Казахстана, Украины.

- Вы сразу нашли общий язык друг с другом?

- Нашли, насколько позволяла ситуация. Все носились по этому кораблю.

Три недели на корабле «Леонид Собинов» стали одними из наиболее ярких моих впечатлений в жизни. 

- Одиссея Ахиллесовича, уверен, в тот день знакомства представлять никому не надо было!

- Да, безусловно. Это был для всех нас Бог. Не только, повторяю, как музыкант, но и как сильная личность.

- Помимо общих разговоров, велись ли участниками этого круизного путешествия беседы о том, что необходимо делать грекам Советского Союза для возрождения своей культуры, о трагических страницах в истории нашего народа.

- Таких специальной направленности бесед не было, но когда, к примеру, слово предоставлялось грекам из Казахстана, то всем было понятно, что они или их родители туда попали не по своей доброй воле. …Хотелось затрагивать хорошие стороны жизни. Кто что сделал, чего достиг. Непередаваемая атмосфера любви, радости за успехи других.   

   - Октябрь-ноябрь 1990 г. В это время начался мощный отток греков Советского Союза на свою историческую родину. Общая и одна из главных «греческих» тем – тема репатриации. Была ли она актуальной для вас в то время?

- Вы правы, эта тема была одной из главных в разговорах участников фестиваля.

Нет, тогда, в октябре 1990 года, мне еще не хотелось перебираться в Грецию, куда я переехала в 1994 году. Я понимала, незнание языка, другой менталитет, образ жизни и мышления – все это для подавляющего большинства из нас, советских греков, являлось глухой стеной. Если ты собираешься менять страну, то фактически все надо в себе менять.

- Необходимо эту «стену» трансформировать в некую другую конструкцию!

Отношение Одиссея Ахиллесовича к теме репатриации.

- Необходимо ее перелезть или обойти. Но не ломать! Все зависит индивидуально от способностей, характера человека. …Одиссей Ахиллесович никогда не обрывал связи с Грецией. Он, как космополит, как мне кажется, везде чувствовал себя как дома. Помню, когда он рассказывал свои впечатления о Мексике: «Там я себя чувствовал прекрасно». Везде, где бы он не был, чувствовал себя как дома!

- …Чувствовал ли себя он как дома в Греции?

- Ему было больно, что к его персоне нет должного внимания от греческого правительства, музыкантов, театра, певцов.

- Разве они не понимали, кто такой Одиссей Димитриади?

- А здесь не понимают. Этот процесс эрозии и коррозии никто не может остановить. В этих людях нет этого чувства. Даже когда мы приехали, никто не провел учет: какие люди приехали, их специальности, достоинства.

- Сотни тысяч людей, если так можно выразиться, сломали через коленку свои человеческие судьбы.

- Нас бросили в океан. Кто потонет, тот слабый.

- Судя по вашим словам, прихожу к выводу, что и вам в Греции пришлось непросто.

- Всем пришлось непросто. Даже Одиссею Димитриади с его огромными заслугами пришлось тяжело. Их не интересовало, пригласить ли его в театр на постановку.

Он приходил туда как гость. Опера «Сельская честь». Помню, когда мне еще в Грузии говорили: «Сегодня надо бежать в театр. Будет дирижировать Одиссей Димитриади в «Сельской чести». Всегда был бис. …О чем можно говорить, если человек сюда приехал жить…

- …Это был 1995 год.

- Да, приблизительно.

…И при этом не использовать такие знания, такую энциклопедию Знаний.

- В апреле 1989 года он был удостоен высокой чести стать Почетным гражданином Афин. Следовательно, политическая элита Греции знала и ценила его, как национальное достояние. …По определению его будущего в Греции у него была встреча с тогдашним министром культуры Эвангелосом Венизеллосом.

Все обещания, данные тогда ему, на поверку оказались…

- Пустыми словами. Да, его возраст, не та выносливость. Но его, великого музыканта, знания, который знает невероятное количество литературы. Знает нутром!

Он это дирижировал, знает каждый такт. Это все нужно было использовать!

- Не составляло большого труда сделать его Почетным маэстро.

- Насколько я знаю, был только решен вопрос с его пенсией.

Он жил в более чем скромной квартире на площади Америкис. 

- Одна ответственная дама в греческом министерстве культуры на негодование-речитатив одного из ходатаев, недовольно обронила: «А почему вы считаете, что Греческое государство должна беспокоить судьба маэстро Димитриади?»

…Разве не понятно было всем этим «ответственным товарищам», какие преференции Греческой нации приносил своим творчеством великий  Димитриади?!

- Разве назначение его Главным дирижером Олимпиады 1980 г. в Москве не наполнило гордостью сердца всей Греческой нации? Там, в Советском Союзе, поверьте мне, было из кого выбирать! Великая советская дирижерская школа.

Он всегда с удовольствием вспоминал о том, что ему довелось быть главным дирижером Московской Олимпиады. …Я не помню, чтобы кто-то оспорил этот выбор.

- Помимо всех природных талантов, вспомним драматические перипетии истории греков Советского Союза, что, на ваш взгляд, помогло ему состояться в ипостаси великого дирижера?

- История нашего народа перекликается у абсолютной части греков с историей их семей. Не была исключением и семья Одиссея Ахиллесовича. …Что ему помогло выстоять, выжить, так планетарно состояться в профессии, оставаясь, при этом, порядочным человеком, которому незачем было стыдиться за какие-то, скажем, отдельные поступки?

Его фантастическая самообучаемость!

- Учило время. Пронесшиеся буреломом по судьбам людским 1930-1950-е гг.

- Я, повторяю, считаю, если бы он не был мудрым человеком, он не достиг тех высот.

Вы считаете, что в нем были одни сплошные восторги «родным партии и правительству»?

- Говорить в сослагательном наклонении – неблагодарное занятие. Вспомнились ваши слова о стажировке в Большом театре, так и не завершившейся принятием вас в труппу великого театра. Обладая этими знаниями, тогда вы бы себя повели иначе?

- Да, безусловно. …А у него эти знания были и от природы, от его обучаемости.

Конечно, трудолюбие и великий талант. Феноменальная память музыкальная и немузыкальная. Но и, при всем этом, умение слушать своих учителей!    

Умение общаться с людьми.

- Одиссей Димитриади в совершенстве владел наукой не создавать себе недругов.

- Он мог донести слово до адресата таким образом – не наживая себе врагов.

…Помню, после концертов оркестранты дарили ему подарки. Делалось это открыто – в знак благодарности за счастье творческого сотрудничества с ним. 

- Многие наши соотечественники, кому посчастливилось общаться с этой фантастической личностью, отмечают, что фактически до конца своей долгой жизни он был при мудром уме и ясной памяти.

- Да, фактически до последних лет своей жизни он был полон идей, планов. Не растеряв своего удивительного жизнелюбия – «только бы не проиграть!» Проигрывать он, поверьте мне, не любил по определению. Победитель по духу!

- Три года, как его нет с нами. 7 июля 2008 года ему бы исполнилось 100 лет.

…Разговор с людьми, которых уже нет с нами. Как часто ваша память обращается к этой планетарной личности – Одиссею Димитриади?

- Вы знаете, обращается и очень часто. Таких личностей, согласитесь, нечасто встретишь в жизни. Он был тем человеком, кто оставил в моей жизни глубокий след. Не только, потому, что он грек, а еще потому – по наследию, которое он оставил после себя.

- Мы коснулись с вами темы «Наследие Одиссея Димитриади».

Грузия, для которой он стал, воистину, национальным явлением.

Оставившего после себя целую музыкальную человеческую инфраструктуру.

- Он был первым исполнителем музыкальных произведений грузинских композиторов, а значит во многом и их соавтором. …Вспоминаю Отара Тактикишвили, Нану Димитриади.

- На ум приходят имена Зураба Соткилава, Пааты Бурчаладзе, Элисо Вирсаладзе, Маквалы Касрашвили, Нодара Ангуладзе, Цисаны Татишвили и многих других великих исполнителей, которые при упоминании имени Одиссея Димитриади щедро распахнут свои кладовые памяти об этом человеке.

- Вы знаете, Нико, не знаю, насколько это входит в ваши планы, но я считаю, что писать об Одиссее Димитриади – это обязательно поехать в Грузию и встретиться там, к примеру, с Медеей Амиранашвили. Они с ним пели столько лет! Поверьте, это будет  бесценный материал – воспоминания о нем всех тех, кого связывали с Одиссеем Ахиллесовичем многие годы творческого и человеческого содружества.

- Заключительное обращение к его Памяти - «…Мой Одиссей Димитриади».

- Я ему обязана многим. Благодарна судьбе за то, что с ним работала.

За то, что мы были знакомы. Для меня это имя очень дорого. Я думаю, что каждому греку, а тем более музыканту, кто с ним сталкивался, кто был с ним знаком это имя бесценно.

И никакое время здесь неподвластно! Пока мы живы, память о нем будет с нами.

…И это не просто слова.

- Элени, вижу, как при произношении этих слов, увлажнились ваши глаза…

- Очень трудно говорить об этом человеке в прошедшем времени. Одиссей Димитриади – это оптимизм, ум, сила. Казалось, этому не будет конца. 

- Согласитесь, сегодня мы испытываем дефицит на людей масштаба Одиссея Димитриади. И здесь, в Греции, и на пространстве бывшего Советского Союза.

Чтобы помочь нам привести мысли в порядок - отсортировать зерна от плевел.

- Думаю, в современном мире ничего уже не надо «отсортировывать».

Вы считаете, что в эпоху гламура и глянца подобные личности необходимы?

Сегодня люди – это фон. Никто не должен высовываться из этого фона. Боже упаси!

Это сегодня не нужно, не востребовано.

Понимаете, может быть, то время, в которое он жил, было наиболее идеальным временем для Личностей. 20-й век. Когда человечество расцвело и развивалось.

Это был полноценный человек, и он был по настоящему счастливым человеком!

…Если не брать в расчет несколько лет, прожитых им в Греции, оставивших в его душе горький осадок. Когда ты понимаешь, что подходишь к финишу, и этот груз не позволяет тебе встретить все вызовы судьбы с боевым кличем «иду на ты». 

  …Наш разговор с Еленой Панаки завершился. Мы вновь рассматриваем фотографии, на которых они запечатлены вместе – соотечественники и коллеги оперное сопрано Элени Панакис и гениальный дирижер современности, великий грек Одиссеей Димитриади.

Ее светлая Память о нем останется с ней навсегда.

Пройдет еще три года, тридцать лет, а на память всегда будут приходить его слова, сказанные во время их совместных репетиций и оперных представлений,  в кругу соотечественников:

«…Леночка, насколько вам удобно, может быть, оркестр немного потянуть.

                        …Вам хватает дыхания?»

«…Какая красивая луна …и эти женщины вокруг. Разве за это можно не выпить!»

   «…Все мои друзья покоятся в Дидубе, но я к ним не спешу!». 

…Великий Одиссей Димитриади в памяти Элени Панаки. 

  7 июля 2008 г. Ему бы исполнилось 100 лет.

Соотечественники! Присоединимся же в мыслях ко всем тем, кто в этот день придет к месту его земного упокоения в Тбилиси у театра оперы и балета имени Палиашвили с букетом цветов: «…Здравствуйте, дорогой наш Соотечественник».

                                                «...Καλημέρα, αγαπητέ μας Συμπατριώτε».

Никос СИДИРОПУЛОС

(Афины – Москва)