«Мой Афон» Костаса Асимиса
«…Главная цель моих работ – просто показывать людям все то,что тебе кажется важным в этой жизни»
21 июля- 7 августа 2009 г. – время демонстрации в Мраморном зале московского Политехнического музея выставки фотографических работ известного греческого фотографа «родом из СССР» Костаса Асимиса «Мой Афон».
20 июля 2009 года в Мраморном зале знаменитого московского Политехнического музея состоялась презентация открытия фотовыставки известного греческого фотографа, представителя Свято-Пантелеимонова монастыря Святой Горы Афон в Салониках Костаса Асимиса «Мой Афон».
Данная фотовыставка проводится Региональной общественной организацией «Русское афонское общество» и Политехническим музеем.
Фотовыставка «Мой Афон» посвящена темам истории зарождения и развития монашеской жизни на Святой Горе Афон, афонским храмам, построенным в стиле византийской архитектуры, сценам обыденной жизни обитателей Святой Горы.
На церемонии открытия выставки присутствовали полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, деятели культуры, представители Русской Православной церкви, посол Греческой Республики в России Михаил Спинеллис, представитель Александрийского патриархата при РПЦ, настоятель храма Всех Святых на Кулишках епископ Киринский Афанасий, представители Региональной общественной организации «Русское афонское общество».
Первое фотоателье появилось на Святой Горе Афон в начале 70-х годов 19-го столетия. По благословлению старцев Русского Свято-Пантелеимонова монастыря – архимандрита Макария (Сушкина) и старца Иеронима монахи – фотографы тщательно фиксировали не только все значительные события из жизни обители, но и проводили жанровую съемку. Вскоре по примеру русских своими фотографами обзавелись и некоторые греческие монастыри.
Фотолетопись Русского Афона продолжалась более и менее регулярно до конца 1930-х годов. Именно она донесла до нас облик преподобного старца Силуана Афонского. Хранятся в обители и редкие снимки времен немецкой оккупации, сделанные тогдашним представителем Русского монастыря в Киноте иеромонахом Василием (Кривошеиным) – будущим архиепископом Брюссельским, известным богословом.
Но в целом из-за оскудения числа насельников фотолаборатория постепенно пришла в упадок, и хрупкие стеклянные пластины с негативами подверглись разрушению. Прибывшие в 1960-1970-е годы из Советского Союза пополнение монахов мало интересовалось этими, в буквальном смысле, «осколками» той, навсегда ушедшей, России. Поистине катастрофический ущерб монастырскому архиву нанес пожар, опустошивший летом 1968 года половину монастыря.
И только в конце 1980-х годов на уникальные дагерротипы обратил внимание греческий фотограф Костас Асимис.
В 1984 году он впервые побывал в Русском монастыре на Афоне и практически там остался навсегда. Все эти годы Костас Асимис собирал по крупицам уникальные артефакты афонской истории.
«Мой Афон» - название выставки работ настоящего профессионала фотохудожника Костаса Асимиса. Каждый из пришедших на эту выставку в Политехническом музее, случайных посетителей на ней по определению быть не может, погрузится в уникальный мир жизни Святой Горы Афон: потрясающую по своей красоте, окружающую агоритян, природу, в таинство Взгляда, Слова, Молитвы. Всем этим «дышат» работы известного фотомастера Костаса Асимиса, открывающие нам удивительную атмосферу духовности и творчества. …Воистину, Красота и Слово спасут мир!
«Мой Афон» - слова каждого из нас, для кого Православие и одна из главных святынь нашей Греческой Веры является сокровенным скитом их помыслов.
Костас Асимис.
Родился в 1951 году в Ташкенте в греческой семье политэмигрантов, оказавшихся в столице советского Узбекистана после завершения, трагической для судеб сотен тысяч граждан Греции, братоубийственной и кровопролитной Гражданской войны 1946-1949 гг. Фотохудожник получил филологическое образование в Белграде (Югославия) и занялся профессионально фотографией.
Первый опыт фотомастерства Костасом Асимисом получен в студии моды и рекламы Мюнхена (Германия).
В Россию Костас вернулся только в 1982 году. В северной столице Греции Фессалониках им была открыта собственная студия и, таким образом, продолжена работа в области профессиональной фотографии.
В 1984 году Костас Асимис впервые попал на Святую Гору Афон.
Проникшись благодатью, он решил остаться там работать.
Благодаря Костасу был спасен и отреставрирован уникальный старинный фотоархив фотоархив в русском Свято-Пантелеймоновском монастыре. В том числе был спасен и знаменитый снимок, на котором при раздаче хлеба убогим монахам у стен монастыря таинственным образом появляется Пресвятая Богородица – в языках пламени, смиренно принимающая подаяние. …Фотография для Костаса Асимиса является делом его жизни, стала его подлинным призванием. Здесь, в сем ремесле, им будет оставлен свой след человечеству.
…Спасенные им черно-белые фотографии старинного фотоархива 19-го- начала 20-го веков русского Свято-Пантелеймоновского монастыря на Афоне и составляют «черно-белую» часть фотовыставки «Мой Афон».
…В Ташкенте и его пригороде Чирчике политэмигранты в 1950-1970-х годах жили в 15 греческих городках. Семья Асимисов жила в 12-м городке, а потом переехала в Чиланзар
Костас Асимис говорит на безупречном русском. Этому, безусловно, способствовали первые 17 лет жизни («ташкентской» биографии), возможность практиковаться в русском в период учебы в Белграде. Общение с обитателями русского Свято-Пантелеймоновского монастыря на Святой Горе Афон, как мне представляется, сделало его русский настолько образцовым - такая правильная Русская Речь сегодня, увы, в великом дефиците.
После разговора с ним, становится ясно, почему этот спокойный рассудительный человек вызывает доверие у людей, с кем ему «при исполнении своих служебных обязанностей» доводится общаться: насельников Святой Горы Афон, высокопоставленных паломников.
- Костас, увлечение фотографией пришло к вам с детства или с более зрелого возраста?
- С детства. Мой первый фотоаппарат – «Смена-6». Фотографировал все подряд!
Все, что видел, что попадало в объектив, удостаивалось чести нажатия кнопки фотографического аппарата. Друзья-сверстники, ташкентские достопримечательности.
- Вы сохранили все ваши фотографии из ташкентского периода вашей биографии?
- Все фотографии из моего ташкентского детства, отрочества, юности мной сохранены.
Отсканированы. Они все мне дороги.
…В 1971 году, год моего поступления на филфак университета в Белграде, наша семья перебирается в Югославию и, уже затем, после свержения хунты, в Грецию.
- Вами, как и абсолютным большинством из тех, кто учился в советских школах, пройдены «школы» пионерии, комсомола.
- В пионерах состоял, но в рядах комсомола не был.
- Среда греческих политэмигрантов мне известна по достаточно частым посещениям в первой половине 1980-х годов здесь в Москве греческого клуба политэмигрантов, который находился неподалеку от Красной площади.
…Люди с убеждениями их Правого Дела.
- Да, это были, соглашусь с вами, люди с твердыми убеждениями.
…Согласитесь, это лучше того, что мы видим повсеместно сегодня – отсутствие принципов и убеждений.
В Ташкенте, городе своего счастливого детства и юности, костасу Асиису довенлось побывать в начале 1990-х. На вопрос, бывал ли он, приезжая в Москву в 1980-х, в Греческом клубе на Сапунова, Костас Асимис ответил, что бывать там ему не доводилось, так как цели его пребывания в этом городе поглощали и все свободное время.
…В конце августа 2009 года в Ташкенте пройдут мероприятия, посвященные дате
60-летия, как оказались в столице Узбекистана политические эмигранты («партизаны») из Греции. …Дай Бог, чтобы в истории Греческой нации никогда не было гражданских войн.
- …Расскажите о вашей «дороге к храму» - обращению вас в своем творчестве к теме Православия, «Моего Афона».
- …Это стечение жизненных обстоятельств.
…Интерес к темам истории Греции, исторических и духовных связей России и Греции естественным образом привел меня к теме Православия. Нас объединяет Православие!
- Обращались ли вы в своих работах к истории греков Понта?
- Я много раз бывал на Понте. …Так как родители мои живут в Козани, а это рядом с Верией, неподалеку от которой находится монастырь Панагия Сумела - совершенно естественным путем к отчему дому бываю в этом монастыре – духовном центре Всемирного и Понтийского эллинизма.
…На протяжении нескольких лет сотрудничал с газетой «Эпистрофи» («Επιστροφή»), посвящавшей в конце 1980-х – начале 1990-х годов огромную часть своих публикаций темам истории греков Понта, решению проблем репатриантов из Советского Союза.
- Вопросам духовности и обретению нами права на историческую память, которым посвящена фотовыставка «Мой Афон», адресуется и передвижная хронико-документальная выставка «Понт. Право на память», автором которой является историк профессор университета им. Аристотеля Костас Фотиадис.
…Данная выставка в течение последних трех лет демонстрируется во многих городах России и Украины, где компактно проживают наши соотечественники.
- Знаю Костаса Фотиадиса, который, считаю, занимается очень важным делом.
- …Какой по счету является данная ваша выставка в России?
- Мое первое знакомство с Россией состоялось в 2007 году. Участие в выставке «Свет миру». Отзыв о моих работах был хорошим. Вторая выставка состоялась в Костроме, третья состоялась в 2008 году в Курске. Далее последовала выставка в Тамбове. Сегодняшняя выставка – пятая по счету. Затем выставку «Мой Афон» примет Калуга.
- Вам известно примерное количество ваших фоторабот?
- Их на сегодняшний день более миллиона.
- На данной выставке к вниманию и суду посетителей представлено 120 фотографий.
- Да, из 250 работ, отобранных мной для этой выставки, 120 заключительное сито отбора.
- …Какова для вас главная цель вашего творчества?
Для чего работаете, соотечественник? …Художнику необходимо ощущать чувство признания со стороны тысяч, миллионов людей?
- …Главная цель моих работ – просто показывать людям то, что тебе кажется важным в этой жизни.
После завершения официальной церемонии открытия фотовыставки известного греческого фотографа Костаса Асимиса уже в неформальном разговоре обмениваемся впечатлениями об увиденном. Посол Греции в России Михаил Спинеллис, епископ Киринский о. Афанасий, советник по культуре посольства Греции Димитрис Яламас, новоиспеченный академик Российской Академии художеств Павлос Арзуманидис, специалист МДН Анатолий Коцонис не скрывают их радости оправдавшихся ожиданий от встречи с творчеством нашего соотечественника фотомастера Костаса Асимиса.
«…Мой Афон» - это наше общее сердце, наш общий святой Дом Православия.
Никос СИДИРОПУЛОС
Фотографии с церемонии открытия выставки К.Асимиса «Мой Афон» любезно предоставлены автору материала фотомастером Раулем Скрылевым.